Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Модель обучения "Перевёрнутый класс" как один из компонентов современной технологии в системе ФГОС

31.05.2021 546 1057
Петрушкина Татьяна Александровна
Петрушкина Татьяна Александровна, преподаватель

Томский индустриальный техникум

ФГОС рекомендует наряду с существующей классно-урочной формой работы реализовывать новые методы обучения, основанные на личностно-ориентированном подходе к обучению. Одним из таких методов является модель обучения «перевёрнутый класс».

Одним из адептов и основателей такого подхода можно считать Салмана Хана. Он создал ресурс с краткими видеолекциями по разным дисциплинам, которыми могут пользоваться школьники и студенты по всему миру. Принцип удалённого просмотра краткой лекции и лежит в основе «перевёрнутого обучения».

Темпы развития облачных технологий, неограниченные возможности облачно-ориентированных учебных сред, ИКТ позволяют не только разнообразить учебно-воспитательный процесс, но и внедрять новые методы обучения.

Для «перевернутого обучения» используются научно-популярные видеолекции, водкасты - видеолекции, созданные самим преподавателем, презентации.

Водкаст (Vodcast от video-on-demand, т.е. видео по запросу) — это видеолекция, которую её создатель рассылает через интернет.

Пре-водкастинг (Pre-Vodcasting) – это образовательный метод, в котором школьный учитель или преподаватель создает водкаст со своей лекцией, чтобы обучающиеся получили представление о теме еще до занятия, на котором эта тема будет рассмотрена. Метод пре-водкастинга – это первоначальное название метода перевернутого класса.

Перевернутый класс (Flipped Class) – это модель обучения, в которой выполнение домашней работы, помимо прочего, включает в себя применение технологий водкаста:

  • просмотр видеолекции/презентации;
  • чтение учебных текстов, рассмотрение поясняющих рисунков;
  • прохождение тестов либо выполнение заданий на начальное усвоение темы.

Технология «перевернутый класс» относится к смешанной форме обучения, поскольку в ней применяется традиционная классно-урочная система и обучение с использованием дистанционных форм.

Реализация электронного обучения осуществляется вне учебного заведения: преподаватель должен предоставить доступ к электронным образовательным ресурсам, таким как, видеоуроки, презентации, расположенные в электронном дневнике, на личном сайте преподавателя, на общедоступных образовательных сайтах (http://videouroki.net, http://infourok.ru/http://interneturok.ru), в социальных сетях (ВК), на Google диске или Yandex диске. Обучающиеся должны ознакомиться с новой темой самостоятельно дома.

Задание на дом не должно ограничиваться только просмотром ресурсов, обязательно нужно давать задание на осмысление просмотренного материала: составить конспект, подготовить вопросы для обсуждения в классе, найти ответы на вопросы преподавателя, выполнить задание и т. д. Самостоятельная работа дома должна подразумевать анализ изучаемого материала.

На уроке преподаватель организует совместную деятельность по изученной теме: решение задач, создание мини-проектов, составление алгоритмов, проведение экспериментов. Но сначала нужно провести опрос обучающихся для того, чтобы проверить степень осмысления материала.

Практическая часть урока состоит из нескольких этапов. Например:

1 этап - постановка проблемы. Это вопрос, на который обучающиеся вместе с преподавателем должный найти ответ. Например, тема урока «Систематизация информации». Постановка проблемы: «почему люди систематизируют накопленную информацию?»

2 этап - формирование гипотез. Обучающиеся предлагают гипотезы для решения проблемы, т.е. варианты ответов на поставленный вопрос. Например:

1) Человек систематизирует информацию для удобного поиска.

2) Человек систематизирует информацию для быстрого поиска.

3) Человек систематизирует информацию для того, чтобы нагляднее её представить и быстрее запомнить.

3 этап – разработка способов проверки гипотез и их осуществление. Чаще всего для проверки гипотез применяют теоретическое обоснование или экспериментальное доказательство.

Рассмотрим пример экспериментального доказательства.

Обучающимся предлагается для ознакомления электронный документ с объёмным текстом, включающим в разных местах перечисления объектов. Затем преподаватель просит перечислить эти объекты и назвать их количество. Конечно, обучающиеся выполнят задание, но на это уйдет много времени, поскольку нужно сначала найти эти фрагменты в тексте, затем внимательно сосчитать. Далее преподаватель предлагает оформить эти перечисления объектов нумерованным списком и вновь перечислить их и подсчитать количество. Обучающиеся справляются с заданием гораздо быстрее.

4 этап – формулирование вывода: подтвердились ли гипотезы.

В нашем примере обучающиеся совместно с преподавателем делают вывод: человек систематизирует информацию для удобного и быстрого поиска. Гипотеза подтвердилась.

При построении обучения по модели «перевёрнутый класс» преподаватель становится не источником знаний, а консультантом и организатором учебной деятельности.

Для данной технологии подойдут только те темы, по которым у обучающихся уже есть начальные знания или жизненный опыт.

Обязательное условие использования данной модели - наличие у обучающихся компьютера (смартфона, планшета) с выходом в Интернет.

Ценность «перевернутых классов» состоит в возможности использовать учебное время для групповых занятий, где обучающиеся могут обсудить содержание теоретического материала, проверить свои знания и взаимодействовать друг с другом в практической деятельности.

«Перевёрнутый класс» инвертирует традиционные методы преподавания: обучающиеся изучают материал дома, а домашнюю работу выполняют на уроке.

При работе по технологии «перевёрнутый класс» возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (активность, ответственность, инициативность) и метапредметных навыков (самоорганизация, управление временными ресурсами).

«Перевёрнутый класс» - это творческая работа. Для начала надо давать интересные темы, которые вроде бы нестандартны, но позволяют получить какую-то интересную информацию.

«Перевёрнутый класс» позволяет создавать на уроке ситуацию открытого общения, позволяет каждому обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах деятельности. Данная технология не сработает в тех случаях, когда обучающийся не проявляет интереса к самообучению или совсем не мотивирован.

Роль преподавателя в данной технологии остается ведущей, но его деятельность направлена на координацию действий обучающихся, осуществление консультирования, оказание помощи и создание учебно-проблемной ситуации для познавательно-исследовательской деятельности.

Технология «Перевернутый класс» дает возможность преподавателю освободить на уроке время для общения с обучающимися, больше внимания можно уделять тем студентам, которым трудно дается учебный предмет или у которых возникают проблемы с выполнением домашних заданий, а одаренные студенты будут иметь больше свободы для того, чтобы учиться независимо от общего темпа одногруппников.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Модель обучения "Перевёрнутый класс" как один из компонентов современной технологии в системе ФГОС




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*