Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Дистанционное обучение как форма получения образования в Амурском медицинском колледже

05.05.2021 339 592
Михайлова Галина Дмитриевна
Михайлова Галина Дмитриевна, преподаватель

Симонова Галина Андреевна
Симонова Галина Андреевна, преподаватель, председатель выпускающей ЦМК

Амурский медицинский колледж

 В условиях пандемии значительно возросла роль дистанционных образовательных технологий  при обучении студентов.

Дистанционное  образование имеет свою историю  развития. Существовали формы заочного образования, в которых использовались доступные формы коммуникаций (обычная почта, радио, телевидение).   Дальнейшее развитие дистанционного обучения получило с развитием Интернета, что было обусловлено социальным заказом, ускоренной сменой технологий, требующих практически непрерывного образования.

Современный этап дистанционного образования реализуется на основе Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации», в частности, статьи 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» и  приказа Министерства образования и науки РФ № 816 от 23.08.2017 года «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», расширяющий права учебного учреждения на выбор форм обучения.

Дистанционное обучение –  это  интерактивное взаимодействие между преподавателем и обучающимися, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации средств информационно-коммуникационных технологий.

Целью дистанционного обучения является  предоставление студентам, находящимся в различных социальных, материальных и географических условиях качественных образовательных услуг.

Внедрение технологий дистанционного образования в Амурском медицинском колледже   началось в 2010г. и проходило в несколько этапов.

Сначала  был создан и затем неоднократно модернизировался официальный сайт колледжа,  который стал информационным ресурсом,  источником информации о  различных аспектах деятельности колледжа  в информационно-коммуникационной сети Интернет и     объединил процессы сбора, обработки, оформления, публикации информации с процессом интерактивной коммуникации.

Информационное наполнение сайта является предметом деятельности всех сотрудников колледжа, которые задействованы в образовательном процессе.

В содержании сайта тематически выделены следующие разделы: сведения об образовательной организации,   приёмной комиссии, учебно-аккредитационном  центре, дистанционном и инклюзивном образовании, музее истории среднего медицинского образования, контактная информация  для студентов и преподавателей.

Пользователю сайта предоставлялась наглядная информация о структуре сайта, включающая ссылки на официальные сайты Министерства образования и здравоохранения.

В марте 2020 г.  в связи с пандемией колледж полностью перешёл на дистанционный режим обучения, что привело  к увеличению   интерактивных форм обучения и контроля полученных знаний. Руководством колледжа  было оперативно проведено заседание Научно- методического совета по вопросам организации и совершенствования технологии  дистанционного обучения.

С целью организации виртуального обучения со студентами  на начальном этапе был апробирован  спектр известных коммуникационных инструментов, таких как приложения Google Класс,  Zoom, Skype.  При  использовании некоторых из них были выявлены технические проблемы, в основном связанные с резко возросшим числом одновременно находящихся на сайте пользователей, что привело к сбою  в процессе работы и  потребовало поиска  других технических решений.

Одновременно для  расширения возможностей онлайн-обучения была внедрена   единая платформа Moodle,   которая позволила создать единое учебное информационное пространство для студентов и преподавателей, сочетая в себе традиционные ценности очного обучения с ИКТ.

Данная система позволила обучаться  студентам в удобное для них  время, осваивать дисциплины в собственном ритме и в удобном месте, предоставила им  круглосуточный доступ к учебным материалам, включающим в себя полный курс методического обеспечения: практические, контрольные, тестовые задания, курс лекций, электронную библиотеку. 

Наполнение сервера дистанционного обучения проводилось преподавателями в соответствии с тематикой теоретических и практических занятий.   Обязательными элементами каждого курса были лекционный материал, контрольные вопросы, фото и видеоматериалы, тестовые задания для самоподготовки, глоссарий и рекомендуемая литература.

Учебный материал имел  мультимедийное сопровождение, что позволяло сделать изложение наглядным и привлекательным.   Лекции завершались выводами, позволяющими обобщать материал и выделять из него главное. Учебные материалы, находящиеся в системе дистанционного обучения Moodle можно  было распечатать.

В процессе выполнения заданий студенты могли общаться между собой на форумах, в чатах и обмениваться личными сообщениями или вложенными файлами.

Выполненные работы учащиеся отправляли преподавателю на проверку прикрепленными файлами любого формата. Преподаватель  оценивал работу, при наличии недостатков указывал их  в комментариях и возвращал ее на доработку.

Разработанные  комплекты  тематических тестов позволяли учащемуся самостоятельно прорабатывать изученный материал на любом доступном ему уровне сложности, а преподавателю — контролировать уровень усвоения материала.

Для экономии времени при поиске учебного материала   для студентов и преподавателей был организован бесплатный доступ  к  электронной библиотеке, в которую были приобретены электронные версии учебников.

С целью изучения отношения студентов к переходу на дистанционную форму обучения было проведено анкетирование студентов и преподавателей.

Респондентам   предложили  изложить своё отношение к дистанционному обучению.

Полученные результаты анкетирования позволили  выяснить их отношение к дистанционным образовательным  технологиям и получить предложения, которые могут быть использованы при совершенствовании ИКТ. 

С учётом объективно сложившейся ситуации практически все студенты положительно оценили введение дистанционного образования, с пониманием отнеслись к тому, что в первые дни были  недочеты в системе.

Большинство опрошенных студентов (68,4%) отметили, что они имели возможность доступа к сети Интернет и постоянного пользования сервером дистанционного обучения.      Наиболее часто посещаемыми элементами курсов сервера дистанционного обучения Moodle оказались  лекционный материал  и тестовые задания.

Среди положительных черт дистанционного обучения  респонденты отметили экономию времени и денежных средств на переезды между  клиническими базами в 70% случаев;  комфортность обучения в  домашней обстановке и снижение уровня стресса, возникающего на занятиях в аудитории считают  61% студентов. На возможность   выбора оптимального темпа освоения материала, включая повторное обращение к сложным вопросам, копирование материала, доступность большего объёма информационных ресурсов,  и возможность планирования распорядка дня обратили внимание 53% опрошенных. 

Вместе с тем, у  81% студентов переход на  дистанционное обучение    стал стрессовой ситуацией.   Во многих анкетах было отмечено, что  необходимые практические умения и  навыки, такие как осмотр пациента, сбор анамнеза, проведение лечебно-диагностических  исследований и  манипуляций, организация сестринского ухода, не могут быть освоены дистанционно в полном объёме.

По мнению студентов, значимым недостатком является отсутствие возможности установления межличностного контакта  с преподавателями и своими однокурсниками (75%), умений учиться и работать в команде (56%), более высокие требования к самодисциплине (17%).

Из технических проблем отмечалась необходимость иметь компьютерное оборудование, выход в Интернет, определённый уровень компьютерной грамотности в отношении конкретных программных приложений, а также неспособность некоторых сайтов выдерживать нагрузку при большом числе посещений. Также обращено внимание на повышение оплаты за интернет услуги. В ряде  анкет  отмечено  отрицательное влияние на здоровье из-за увеличения времени пребывания у компьютера.

Все респонденты считают, что дистанционное обучение   потребовало более высокой коммуникационной культуры, как со стороны студентов, так и преподавателей, более высокой самодисциплины.

Преподаватели колледжа при оценке дистанционного обучения  среди его достоинств отмечают:  возможность обучения неограниченного числа студентов  в режиме реального времени  по месту проживания, построение индивидуального графика.

Преподаватели отмечали, что данный вид обучения дал  возможность применять различные информационные технологии, но вместе с тем   им было  некогда в спокойном ритме освоить новые информационные платформы.  Перенос учебной дисциплины, учебного курса в дистанционное пространство потребовало   записи видеолекций, монтажа видеоматериалов и аудиофайлов, подготовку тестов, графиков, текстов, анимации, отбора необходимой литературы, что потребовало больше времени и участия других специалистов  для создания учебного курса.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Дистанционное обучение как форма получения образования в Амурском медицинском колледже




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*