Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

К вопросу об отборе и конструировании методов интерактивного обучения при профессионально технологической подготовке обучающихся на основе компетентностного подхода

19.04.2021 355 606
Андреев Андрей Иванович
Андреев Андрей Иванович, мастер производственного обучения

Урюпинский агропромышленный техникум

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Модернизация российского образования предусматривает масштабные изменения в образовательных системах различного уровня - федеральных, региональных, муниципальных, а также реализуемых в учреждениях образования различного типа и вида.  Эти изменения носят системный характер и предполагают последовательный переход к компетентностной модели образования, обновление структуры и содержания образования, преобразование дидактических и программно-методических материалов, необходимых для построения новой образовательной практики, способной обеспечивать новое качество образования.

Компетентностный подход, олицетворяющий сегодня инновационный  процесс в образовании, соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом – в  конструировании содержания образования и систем контроля его качества – на систему компетентностей. Он также предполагает не усвоение обучаемым  отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.

Следует заметить, что многие идеи компетентостного подхода появились в результате изучения ситуации на современном рынке труда. Требования работодателей в настоящее время формулируются не столько в формате «знаний» работников, сколько в терминах «способов деятельности». Кроме того, они обращают внимание на такие результаты образования как готовность к «командной» работе, к непрерывному самообразованию; способность решать всевозможные проблемы; работать как в типовых, так и нестандартных ситуациях; умения активного поведения на рынке труда и т.д.

Таким образом, компетентностный подход – это попытка привести образование  в соответствие с потребностями рынка труда. С данным подходом связывают идеи открытого заказа на содержание образования со стороны развивающегося рынка труда и потенциальных работодателей.

В связи с этим, происходит заметная переориентация оценки образовательного результата с понятий «знания, умения, навыки» на понятия «компетенция/компетентность»  обучающихся, тем самым фиксируется компетентностный подход в образовании.

В процессе профессионально-технологической подготовки  обучающихся главенствующую роль приобретает ориентация на личность и  компетентность, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации молодёжи к профессиональной среде, повысить ее  конкурентоспособность. Сегодня все более востребованными становятся компетентные специалисты, способные  эффективно функционировать в новых динамичных социально-экономических условиях. Цель профессионального и профильного  технологического образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную  квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность успешно справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями.

Перенос центра тяжести в образовании на индивидуализацию его результатов и персональную ответственность за них формирует ещё один аспект - образовательный процесс должен быть поставлен таким образом, чтобы обучаемые  могли не только адаптироваться в быстро меняющемся мире, но и быть способными к преобразованию этого мира, а значит владеть не только знаниями, но и уметь применять их в процессе собственной самостоятельной профессиональной и творческой деятельности.

Новые тенденции в образовании и в социокультурной политике приводят к тому, что от  педагога теперь требуется, прежде всего, «выpащивание» у обучаемых способностей к самостоятельной работе, самопознанию, самосовершенствованию. Происходит переосмысление позиций педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации. Изменение профессиональной позиции преподавателя приводит к тому, что обучающийся выступает как партнёр в процессе обучения, причем партнер, имеющий определённый жизненный опит. При этом, чем больше знаний, навыков и опыта по какому-либо предмету имеет учащийся, тем больше он самостоятелен в процессе обучения и тем более очевидна роль консультанта, помощника, которую выполняет  педагог.  

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): К вопросу об отборе и конструировании методов интерактивного обучения при профессионально технологической подготовке обучающихся на основе компетентностного подхода




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*