Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профессиональная направленность преподавания химии в медицинских колледжах на примере ГБПОУ "Миасский медицинский колледж"

13.04.2021 639 915
Гребнева Елена Валентиновна
Гребнева Елена Валентиновна, преподаватель

Миасский медицинский колледж

Изучение химии является фундаментальной дисциплиной в подготовке фармацевтов в условиях СПО. Данная дисциплина  входит в основную образовательную программу  и изучается на самой первой ступени обучения студентов в медицинском колледже.

Современное преподавание химии в медицинском колледже сталкивается с проблемой снижения интереса студентов к изучению предмета. Этому есть ряд причин.

Так химию, с периода школьного курса, ребята относят к категории сложных предметов, часть из них не видят связи избранной специальности с данной дисциплиной. В целом химия пугает первокурсников объемом теоретического материала, предполагающего вдумчивое изучение законов, правил, типов классификаций, без которых невозможно выполнение практических заданий. Будущим фармацевтам важно уметь анализировать химические реакции и решать проблемные задачи.

Если советские школьники и студенты были готовы охотно изучать предметы, косвенно относящиеся к интересующему их вопросу, то миллениалы и зуммеры (условно названные поколения, родившиеся в 1980−2000-х гг.), вынужденные обрабатывать в одну единицу времени огромное количество информации, не имеют возможности распыляться на то, что, по их мнению, интересно, но не полезно.

Преподавание химии в медицинском колледже имеет свои особенности:

  • студенты первого курса проходят сложный период адаптации к условиям учебы;
  • разный, а чаще всего низкий, уровень подготовки первокурсников, который объясняется тем, что они приходят из разных школ, где обучались по разным программам и учебникам;
  • значительный объем самостоятельной работы студентов, к которому не готово большинство обучающихся, а подготовка компетентного специалиста требует большого внимания к развитию активной, творческой, готовой к принятию самостоятельных решений личности;
  • у ряда студентов недостаточно развиты память, логическое мышление, речь, не все одинаково владеют ИКТ- навыками;
  • сама действительность требует от современного человека наличия определенного багажа химических знаний и навыков обращения с химическими веществами не только в профессии, но и в быту.

Современный педагог сможет привлечь внимание к своему предмету, если обучающемуся будет интересно на уроке, и он сможет получить ответ на вопрос: «А зачем мне это знать?»

Сегодня студентам не нужны знания сами по себе, им нужно их жизненное и профессиональное предназначение. Развитие познавательного интереса – сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности студентов.

Для того чтобы студенту по настоящему включиться в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для студента и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Можно говорить о трех основаниях мотивации студентов – ощущение самостоятельности процесса поиска знаний; ощущение свободы выбора метода изучения материала, поиска решения; ощущение личной успешности, способности достижения результата.

Задача педагога развитие того, без чего нельзя сформировать компетентного специалиста – способность выделить в потоке информации необходимое,  способность анализировать, способность реализовать знание в практике.

При этом общие и профессиональные компетенции развиваются внутри этих способностей и вместе с ними как формы их проявления. Происходит домысливание, специфичная реконструкция целого знания той или иной дисциплины. Появляется новый тип информации, выступающей в виде проблемы, которую нужно осмысливать и разрешить самостоятельно.

Поэтому одной из основополагающих целей урока должен быть ответ на вопросы: «Где мы применим полученные знания и навыки?». «Потребуются ли знания химии в моей будущей профессии?»

На этапе текущего контроля ответы на поставленный вопрос одновременно дают два или три студента (один продолжает, дополняет, уточняет ответ другого).

 Каждый студент имеет определённые знания для решения данной задачи, он должен сделать её анализ и определить, что он знает, чего не знает, а затем задать конкретный вопрос. И если при этом идет взаимодействие студентов, то вопрос и ответ на него приобретают личную значимость, выступают в форме убеждения, которое требуется обосновать и отстоять.

В итоге обучающиеся рецензируют ответы друг друга; находят несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы), создают ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий.

Еще одним из приемов, хорошо зарекомендовавшим себя на уроках химии является объяснение материала сильными студентами более слабым, что обеспечивает не только понимание, но и навык работы в команде, ответственность за другого. Итогом данного приема становится взвешенный подход ребят к выбору задания. Адекватная оценка собственных возможностей корректируется со стороны своими же одногруппниками.

Коллективная работа позволяет отработать и другой важный навык – выбор оптимального пути решения задачи. Разбирая ту или иную проблему студенты на основе комплексного анализа путей ее разрешения обосновывают тот, что является наиболее эргономичным.

Химия – это наука, требующая наглядного и практического разъяснения.  Самостоятельно выучить, а тем более провести опыты в домашних условиях не сможет практически ни один студент.

В последнее время в колледже эти работы демонстрируются  с использованием виртуальной лаборатории. С одной стороны, это и навыки работы с ИКТ, с другой, студент не «щупает», не «нюхает», то есть не пропускает через «себя» то практическое знание, которое необходимо получить. Он «зритель», но не «актёр».

Преподавание химии должно включать большое количество опытов, как демонстрационных, так и проводимых самими студентами. Для этого необходимы реактивы и оборудование, условия их хранения и обеспечение мер  безопасности. К сожалению, материальные и финансовые возможности колледжа не всегда способны удовлетворить эти требования.

Поэтому ряд опытов осуществляются студентами в домашних условиях. Например, при изучении раздела «Химия и организм человека» предлагаем обучающимся выполнить домашний химический эксперимент исследовательского характера: выполнить работу «Определение витамина «С» в овощах и фруктах». Для этого студенты должны самостоятельно найти методику, доступную для определения аскорбиновой кислоты в домашних условиях. Может быть использована следующая методика. К 1 мл йодной настойки добавить до 40 мл прокипяченной воды, т. е. разбавить в 40 раз. 1 мл такого раствора соответствует 0,88 мг аскорбиновой кислоты.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Профессиональная направленность преподавания химии в медицинских колледжах на примере ГБПОУ "Миасский медицинский колледж"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*