Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка

17.03.2021 242 513
Артемьева Евгения Владимировна
Артемьева Евгения Владимировна, преподаватель

Омский государственный университет путей сообщения

  В последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала обучающимися. Применение ИКТ на уроках дает возможность в любой момент извлечь из памяти и использовать языковой материал, относящийся к разным разделам изучаемого иностранного языка, проводить углубленное структурирование данного материала, располагать его в любой приемлемой форме, использовать цвет, анимацию, графические и звуковые возможности, регулировать динамическую последовательность их предъявления. Более адекватная форма презентации языковых знаний дает положительный психологический эффект, в результате обеспечивается лучшее понимание языкового материала [1].

Внедрение современных образовательных технологий в процесс преподавания иностранного языка доступно каждому преподавателю, важно, чтобы изучение материала заинтересовало бы студентов, заставило их задуматься о том, что иностранный язык нужен им, если не в будущей профессии, то просто для того, чтобы чувствовать себя образованным человеком. Применение современных образовательных технологий способствует повышению мотивации, интереса к предмету, желанию изучать язык и общаться на нем. Одним из вариантов достижения цели является применение информационно-коммуникационных технологий, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства. Каждый урок иностранного языка должен быть направлен на практический результат, на достижение коммуникативной компетентности, т.е., определенного уровня языковых, страноведческих знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение. Использование на уроках ИКТ позволяет разнообразить процесс обучения, представить учебный материал более наглядным и доступным для восприятия обучащимися. Любая схема, иллюстрация, анимация, звукозапись, используемые при организации учебного процесса, становятся не просто украшением урока, а делают его более содержательным [2].

Использование ИКТ при изучении иностранных языков способствует: развитию творческих возможностей и способностей обучающихся; созданию условий для самообразования студентов в интересующих их областях знаний; повышению уровня использования наглядности на уроке; повышению производительности урока; установлению межпредметных связей; приобретению реального опыта межкультурного общения на иностранном языке; обогащению знаний обучающихся об истории и культуре стран изучаемого языка; развитию умения ориентироваться в современной иноязычной информационной среде. Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач, в частности, на уроке английского языка:

 а) формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

 б) совершенствовать умения восприятия иноязычной речи на слух на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, а также подготовленных учителем текстов;

в) совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных преподавателем или кем-то из обучающихся материалов сети;

г) совершенствовать умения письменной речи, индивидуально, в письменной форме составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других видов переписки в процессе совместной деятельности партнеров;

 д) совершенствовать лексико-грамматические навыки, путем тренировки при помощи программ, игр, тестов.

Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, online-тестов и программных продуктов позволяют обучающимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице - “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил "[3].

Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

На начальном этапе изучения иностранного языка очень важно правильно и грамотно научить произносить звуки. Именно фонетическая сторона владения языком влияет на правильное восприятие языковых единиц и формирования общей культуры речи. При правильном формировании фонетической стороны речи, студент будет не просто правильно произносить лексические единицы, но и с легкостью воспринимать на слух материал на иностранном языке, что является неотъемлемой частью грамотного овладения устной речью. При обучении фонетике можно использовать презентации с аудио и видео материалами, словарные статьи, озвученные носителями языка. Также очень важно учитывать возрастные особенности и уровень владения языком. При отработке звуков, можно использовать программы-тренажеры, которые ведут контроль над произношением слова, и студент не сможет перейти на новый этап, не произнеся предыдущие лексические единицы верно.

Чтение - это неотделимая часть при обучении языку. На данном этапе очень помогают гипертексты. Гипертекст – это возможность не только прочитать текст, но и более подробно изучить те явления, которые встречаются в тексте. На начальном этапе, можно использовать различные тренажеры с упражнениями типа «вставь пропущенную букву, найди одинаковую букву, раздели слова по правилам чтения и т.п.»

Используя ИКТ на уроках при отработке грамматических форм, студенты гораздо быстрее усваивают полученную информацию, представленную в наглядной форме, чем просто с использованием схем и таблиц. Когда студент видит ситуацию, он ее проживает и оказывается в ней.

Сочетание различных видов работы на уроке с использованием информационных технологий может решить проблему развития мотивации обучающихся. Преподавателю при наличии новейших технических средств, легче осуществить личностно-ориентированный подход к обучению разноуровневых обучающихся. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность управления вниманием обучающихся за счет эффектов анимации; усиления мотивации обучения; систематизации изученного материала; формирования компьютерной мультимедийной компетентности, как преподавателя, так и обучающегос я[4].

Обучение при помощи современных компьютерных технологий несёт в себе огромный мотивационный потенциал, позволяет делать занятия более эмоционально и информационно насыщенными. Однако следует помнить, что коммуникативные задачи на уроке в первую очередь необходимо решать посредством живого общения с преподавателем и одногруппниками на иностранном языке.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*