Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Образование в цифровую эпоху: контроль знаний при дистанционной форме обучения

25.01.2021 596 963
Голубева Елена Николаевна
Голубева Елена Николаевна, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

Сегодня мир переживает «цифровую» революцию. Человечество с удовольствием пользуется плодами прогресса — информационной доступностью, цифровыми сервисами и услугами, неограниченными коммуникационными возможностями, но одновременно испытывает очевидную тревогу. В настоящее время очень актуальны вопросы цифровой трансформации в образовании. Современный мир ставит перед образованием новые задачи. «Цифра», с одной стороны, помогает их решать, с другой – создает новые вызовы. «Цифровая» революция невозможна без перехода от массового образования для всех к качественному образованию каждого.

Сложившиеся обстоятельства в 2020 году ускорили внедрение инновационных решений в учебный процесс. Речь идет об облачных сервисах, инструментах совместной работы, создании и управлении контентом – о технологиях, поддерживающих дистанционное обучение.

В ходе вынужденного ускорения цифровой трансформации в образовании выявились не столь очевидные ранее особенности дистанционного обучения. Стало понятно, что этот формат требует новых навыков и компетенций от педагогов.

Дистанционное обучение является более гибким, чем традиционное. Обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы и т.д. Студенту предоставляется возможность изучать учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только перед конкретным занятием, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет обучающегося заниматься самостоятельно и развивать навыки самообразования.

Перед педагогом встала задача: как за небольшой промежуток времени передать значительный объем знаний, научить продуктивным методам самообучения, помочь учащемуся выстроить систему самообразования с использованием новейших средств обучения

Провести урок удаленно – совсем не то же самое, что преподавать в традиционном классе. По-разному решаются задачи вовлечения, управления аудиторией, подачи материала, а также контроля знаний и оценки. Сегодня актуален вопрос о том, как правильно и справедливо определить качество усвоения знаний при выполнении стандарта образовательной программы. Появляется проблема выбора метода оценки этого качества.

Переход на дистанционный формат работы породил повышенный спрос образовательных учреждений на платформы для онлайн-коммуникаций, цифровые инструменты совместной работы. Однако важно не просто перенести в онлайн-среду все прежние наработки. Потенциал использования технологий гораздо шире. Как будет раскрыт этот потенциал – зависит уже от самих образовательных учреждений.

В Новосибирском автотранспортном колледже для обучения студентов в дистанционном формате используется система Moodle. Широкие возможности для коммуникации – одна из самых сильных сторон Moodle. Однако кроме объяснения материала нужен и ресурс контроля того, поняли тебя обучающиеся или нет. При организации контроля учебной деятельности на расстоянии хочу выделить вопрос оценивания знаний студентов. Здесь можно воспользоваться несколькими вариантами. Проверять выполненные задания может:

  • преподаватель во внеурочное время;
  • студенты в форме взаимоконтроля;
  • компьютерная программа;
  • интерактивные тесты.

Я, как и многие разработчики дистанционных курсов, ориентируюсь на создание контрольных тестов как основной формы контроля и проверки знаний, которые можно провести непосредственно онлайн. Для этого я выбираю Online Test Pad.

Тест — это инструмент оценивания обученности обучающихся, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.

Тестирование — это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению нервных напряжений.

Online Test Pad – это бесплатный образовательный онлайн-сервис для создания тестов любой сложности, с любой логикой подсчета результатов. От пользователя не требуется каких-либо специальных знаний, так как данный конструктор тестов обладает понятным интерфейсом и содержит подсказки по ходу создания тестов. Online Test Pad не только замечательный конструктор тестов, кроссвордов, логических игр и диалоговых тренажёров, это еще и очень удобный сервис, имеющий русскоязычную версию, что немало важно для работы преподавателя.

Основные функции Online Test Pad:

  • конструктор тестов;
  • создание опросов;
  • формирование кроссвордов;
  • комплексные задания;
  • интерактивные диалоговые тренажеры;
  • организация дистанционного обучения.

Каждый из инструментов, реализованных на платформе Online Test Pad, имеет гибкие возможности настройки. Например, при формировании теста можно использовать 17 типов вопросов, публиковать ссылку для приглашения участников, устанавливать виджет теста и поместить на свой сайт и т.д. Для работы не нужно устанавливать программу на компьютер. Все инструменты доступны в онлайн-приложении. Доступны возможности для командной работы.

При создании теста можно ограничить попытки прохождения, перемешивать вопросы и варианты ответов, можно настроить сразу показывать правильные ответы, запретить копирование текста вопросов в буфер обмена, есть возможность стилизации теста.

При работе Online Test Pad существует возможность в Настройках добавить начальные параметры. В эти начальные параметры и можно задать определенные поля для прохождения теста: фамилия, группа, возраст, пол. Тогда студентам не требуется регистрация на сайте, достаточно лишь заполнить специальную форму. А после выполненной работы на посту преподавателя придет письмо-уведомление со всеми необходимыми данными: фамилия, имя, группа и т. д. Также будет доступен просмотр каждого результата, статистика ответов и набранных баллов по каждому вопросу. В табличном виде представлены все результаты, регистрационные параметры, ответы на все вопросы, которые вы можете сохранить в редакторе Excel. Тест в электронном виде можно экспортировать в другой формат для напечатания теста. К преимуществам данного сервиса можно отнести то, что сервис выдает сертификат за прохождение теста, что значительно повышает мотивацию студента.

Online Test Pad – это очень удобный инструмент. В системе Moodle, например, более сложный интерфейс и много настроек, здесь нельзя просто открыть и собрать тест, сначала придётся создать курс с нуля, прописать название и только потом сюда можно добавить проверочные задания. Такой процесс требует много дополнительного времени.

Я очень эффективно использую Online Test Pad на уроках информатики как во время дистанционного обучения, так и на обычных занятиях. Преподаватели информатики находятся в более выгодном положении в сравнении с другими. Проявляется это в неограниченных возможностях для всестороннего использования компьютерного тестирования на уроках информатики, так как кабинет информатики оснащен современной компьютерной техникой.

Тестовый контроль позволяет более рационально использовать время урока, обеспечивает одновременную проверку знаний студентов и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому занятию, дисциплинирует их.

Тестирование не должно заменить традиционные методы педагогического контроля, но должно таким образом вписаться в существующую систему педагогического контроля, чтобы оптимально ее дополнить и преодолеть существующие проблемы. Кроме того, помимо тестовых заданий на выбор правильного ответа из числа предложенных, существуют и другие виды тестовых заданий, требующие от учащихся значительно более тщательной подготовки и осмысления материала.

Опыт использования дистанционных технологий в моей педагогической деятельности показывает, что студент, обучающийся дистанционно, становится более самостоятельным, мобильным и ответственным.

Навыками, приобретёнными во время работы в дистанционном режиме, мы с коллегами делились на методическом семинаре «Из опыта организации дистанционного обучения: формы и инструменты», который состоялся в нашем колледже в конце 2019-2020 учебного года. Благодарностью директора колледжа был отмечен мой личный вклад в развитии новых технологий на пути цифровой трансформации образования.

Вынужденная замена традиционного образования дистанционным в 2020 году заставила педагогов, обучающихся и всех участников образовательного процесса освоить новые инструменты очень быстро. Безусловно, онлайн-формат не заменит и не вытеснит традиционные формы обучения и общения, но и отказываться от новых возможностей мы уже не будем. Развиваться будет смешанная модель обучения, совмещающая очное взаимодействие студентов и преподавателей с использованием преимуществ дистанционного обучения там, где это будет наиболее удобно и эффективно.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Образование в цифровую эпоху: контроль знаний при дистанционной форме обучения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*