Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование профессиональных компетенций, лежащих в основе модели конкурентоспособного выпускника – хореографа

29.12.2020 461 767
Калугина Ольга Геннадьевна
Калугина Ольга Геннадьевна, преподаватель

Вятский колледж культуры

Современное общество и экономические преобразования в России предъявляют все более высокие требования к качеству подготовки выпускников образовательных учреждений как высококвалифицированных специалистов, выдвигая профессиональную компетентность и конкурентоспособность на рынке труда основными критериями его оценивания [1]. Следовательно, на первый план выходит задача разработать желаемую модель выпускника-хореографа, который с наибольшей эффективностью сможет реализовать свой человеческий и профессиональный потенциал в конкретной деятельности, постоянно развиваясь путем самообразования и самовоспитания, т.е. конкурентноспособного специалиста.

В современных научных исследованиях конкурентоспособность рассматривается в экономическом, социальном, организационном и психолого-педагогическом аспектах [1]. Конкурентоспособность это - способность профессионального образовательного учреждения обеспечить высокое качество подготовки, а также и сам показатель качества подготовки квалифицированных специалистов. Отечественная профессиональная педагогика конкурентоспособность рассматривает и как форму исполнения деятельности, и как приоритет востребованности выпускника, и как способность достигать цели, опираясь на профессиональную и личностную компетентность. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой содержится следующее определение: «Конкурентоспособный» - это выпускник, способный выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам, способный самостоятельно разрешить возникшую проблему, нестандартную ситуацию в пределах своей компетентности,

Компетентность, можно рассматривать как своего рода «коктейль» навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация, социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску. [4] Сущность концептуальных требований к профессиональной компетентности можно свести к расширению ЗУН, необходимых для решения профессиональных задач предметной области, требуемых для определения конкурентоспособности на рынке труда [4]. Именно с формированием компетентности будущего специалиста, обеспечивающей конкурентоспособность выпускника на рынке труда, нужно связывать качество профессионального образования, под которым нужно понимать «… степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг или степень достижения поставленных в образовании целей и задач» [5]. Повышение требований к качеству образовательных услуг требует формирование конкурентоспособной личности, способной достичь профессионального успеха.

При этом саму конкурентоспособность специалиста следует рассматривать в двух аспектах:

  1. Наличие у специалиста высокого уровня профессионализма и компетентности, включающего определенный уровень знаний, умений и навыков, позволяющих состояться на профессиональном рынке высококлассным специалистом, интеллектуально и творчески развитым.
  2. Индивидуальная готовность работать в условиях рынка, в условиях конкуренции, направленная на формирование самодостаточной личности с адекватной самооценкой, способной самостоятельно принимать решения, брать на себя инициативу, ответственность, способной к само презентации, способной эффективно взаимодействовать с окружающими.

При подготовке конкурентоспособного выпускника обучение должно быть направлено на формирование профессиональной компетенции специалиста, включающей развитие как личностных качеств, так и профессиональных.

Автором статьи была создана модель востребованного на рынке труда выпускника. В её основу положены свойства конкурентоспособного специалиста (профессиональные качества, общие качества и качества, определяющие делового лидера) и профессиональные компетенции с учетом специфики деятельности педагога – хореографа. «Зрелость специалиста проявляется в разных видах профессиональной компетенции». [6]

Рассмотрим сущность видов профессиональных компетенций педагога хореографа:

  • специальная компетентность - это владение на оптимальном уровне методикой преподавания хореографических дисциплин, методикой работы с творческим коллективом, способность проектировать свое профессиональное развитие;
  • социальная компетентность - это владение социальными знаниями, которые выступают в качестве руководства к действию в профессиональной инновационной деятельности, умелое использование приемов профессионального общения, социальная ответственность за результаты педагогического труда;
  • личностная компетентность - это владение приемами личностного самовыражения и позиционирования, умение противостоять стрессовым ситуациям;
  • индивидуальная компетентность - это владение приемами индивидуального самообразования и саморазвития, готовность к профессиональному росту, умение выстроить индивидуальную перспективу повышения профессионализма. [1] Специальная и социальная компетенции включают в себя профессиональные качества, характеризующие конкурентноспособного специалиста - владение знаниями, умениями, навыками, необходимыми для решения профессиональных задач, освоение и совершенствование профессионального мастерства, творческое отношение к делу, способность к непрерывному саморазвитию, профессиональному росту, стремление к высокому качеству конечного продукта, умение грамотно оценить проблему и найти оптимальное профессиональное решение.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Формирование профессиональных компетенций, лежащих в основе модели конкурентоспособного выпускника – хореографа




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*