Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности изучения раздела "Алгоритмизация" в учебниках информатики

29.12.2020 1427 2230
Сафонова Людмила Анатольевна
Сафонова Людмила Анатольевна, канд. пед. наук, доцент

Учаев Владислав Валерьевич
Учаев Владислав Валерьевич, студент

Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева

Основной линией обучения в базовом курсе информатики является линия «Основы алгоритмизации». Однако до сих пор нет определенного мнения в вопросах, касающихся более частных аспектов преподавания этого раздела.

Изучение алгоритмизации в школьном курсе информатике может иметь два целевых аспекта: первый – развивающий аспект, под которым понимают развитие алгоритмического мышления учащихся; второй – программистский аспект, под которым понимают развитие навыков составление учебных программ.

Проанализируем особенности изучения данной темы на примере учебно-методических комплексов следующих авторов: Л. Л. Босова [4, 46] и И. Г. Семакин [11, 64].

Данная тема изучается у Л. Л. Босовой в 8 классе, а у И. Г. Семакина – в 9 классе.

В учебнике под авторством И. Г.  Семакина тема «Алгоритмизация» начинает изучается в 1 главе «Управление и алгоритмы» и продолжается во второй главе «Введение в программирование». Данную главу ученики проходят в начале учебного года. Выбранная тема следует после темы «табличные вычисления на компьютере». Которая была пройдена в 9 классе.

В учебнике под авторством Л. Л. Босовой тема «Алгоритмизация» изучается во 2 главе  «Основы алгоритмизации». Данную главу ученики проходят в начале первого полугодия. Тема следует после темы «Математические основы информатики».

В учебнике под авторством Л. Л. Босовой данной теме отведено 10 часов. Тема изучается как отдельная глава для полного наиболее полного изучения этой темы каждый параграф следует за предыдущим в последовательности от наиболее простого к сложному. Материал в учебнике изложен так, чтобы дать учащимся необходимые теоретические сведения. На наш взгляд для изучения данной темы данного количества времени в таком формате изучения вполне достаточно.

В учебнике И. Г. Семакина применен иной подход к теме алгоритмизации. Его можно назвать кибернетическим подходом. Алгоритм рассматривается как информационный компонент системы управления. Такой подход дает возможность ввести в содержание базового курса новую содержательную линию – линию управления. Это многоплановая линия, которая позволяет затронуть следующие вопросы: элементы теоретической кибернетики: кибернетическая модель управления с обратной связью; элементы прикладной кибернетики: структура компьютерных систем автоматического управления (систем с программным управлением); назначение автоматизированных систем управления; основы теории алгоритмов. Согласно авторской программе И. Г. Семакина и др. на изучение темы «Алгоритмы» отводится 15 часов.

На наш взгляд, этого времени достаточно.

Опишем содержание теоретического материала по данной теме.

В параграфе «Алгoритмы и исполнители» систематизируются и обобщаются cведения, касающиеся понятий «алгоритм», «исполнитель». Представлены свойства алгоритма, на основе которых, вводится понятие «алгоритм». Раскрывается суть подхода к автоматизации деятельности человека.

В параграфе «Способы записи алгоритмов» рассматриваются основные способы записи: словесные, графические, на разных алгоритмических языках. При их рассмотрении особое внимание уделяется блок-схемам: приводится описание основных блоков, правила их использования; даются многочисленные примеры.

В параграфе «Объекты алгоритмов» рассматриваются основные объекты алгоритмов (величины, выражения), поясняется суть команды присваивания.

В параграфе «Основные алгоритмические конструкции» подробно рассматриваются основные алгоритмические конструкции (следование; ветвление; повторение), для каждой из которых приводятся примеры из повседневной жизни, а также примеры задач, алгоритмы решения которых, записываются с помощью блок-схем или на школьном алгоритмическом языке. Подробно рассматриваются циклические алгоритмы, среди которых выделяются циклы с заданным условием продолжения работы; циклы с заданным условием окончания работы; цикл с заданным числом повторений. Внимание учеников акцентируется на общих чертах и отличительных особенностях этих циклов, на том, в каких ситуациях следует применять ту или иную алгоритмическую конструкцию.

 В параграфе «Конструирование алгоритмов» в качестве основного метода рассматривается метод последовательного построения алгоритма; детально рассматривается пример разработки алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот; вводится понятие вспомогательного алгоритма.

В параграфе «Алгоритмы управления» вводятся понятия управления, алгоритма управления, обратной связи. Материал главы «Основы алгоритмизации» выстроен так, чтобы способствовать развитию алгоритмического мышления учащихся, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе.

В учебнике И.Г. Семакина в параграфе «Управление с обратной связью» рассматриваются такие виды алгоритмов как линейный, циклический, ветвящийся; приводятся примеры этих алгоритмов. Даётся понятие обратной связи, а так же рассматривается модель управления с обратной связью.

В параграфе «Определение и свойства алгоритма» рассказывается о происхождении понятия «Алгоритм». Даётся понятие исполнитель алгоритма. В роли исполнителя рассматривается человек, для него приводятся различные примеры алгоритмов, одним из которых, является алгоритм игры Баше. Рассматриваются свойства алгоритма: дискретность, понятность, точность, конечность. Рассматриваются понятия формальное исполнение алгоритма, программа.

В параграфе «Графический учебный исполнитель» описывается гипотетический учебный исполнитель, которому дано имя ГРИС – графический исполнитель. На примере ГРИС вводятся основные понятия алгоритмизации.

В параграфе «Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы» на примере решения задачи рисование числа 1919 раскрывается понятие вспомогательный алгоритм. Далее даётся понятие подпрограмма (процедура). Рассматривается метод последовательной (пошаговой) детализации. Это метод программирования, при котором сначала пишется основная программа, в ней записываются обращения к пока ещё не составленным подпрограммам, а потом описываются эти подпрограммы. Также рассматривается сборочный метод, в котором, первоначально, составляется множество подпрограмм, которые могут понадобиться при решении задачи, а затем пишется основная программа, содержащая обращения к ним.

В параграфе «Циклические алгоритмы» на примере решения задачи рассматриваются основные команды цикла. Далее рассматриваются цикл в процедуре, цикл с предусловием, приводятся примеры.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Особенности изучения раздела "Алгоритмизация" в учебниках информатики




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*