Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование уровня притязаний посредствам проведения театральных тренингов в юношеском возрасте

28.12.2020 368 560
Бердникова Ирина Анатольевна
Бердникова Ирина Анатольевна, преподаватель

Перминов Никита Владимирович
Перминов Никита Владимирович, студент

Вятский колледж культуры

Часто нам кажется, что цель, которую мы преследуем, недостижима или чересчур далека от нас. Мы отбрасываем её, ищем новую, не такую значимую и желанную, а потом жалеем, что даже не попытались. И чаще всего такое происходит не от объективных причин невозможности что-то сделать, а от отсутствия должной мотивации или ненормального уровня притязаний. Этот уровень можно поднимать, либо опускать с помощью различных упражнений, бесед и тренингов, также его можно замерять с помощью тестов. Очень важно держать свой уровень притязаний на нормальном уровне, ведь низкий уровень притязаний предполагает слабую мотивацию для достижения цели, а при высоком сложно достичь качественного результата. Также человек с завышенным уровнем притязаний часто принижает других, что, разумеется, мешает поддерживать комфортную атмосферу в группе. Если у подростков встречается завышенный или заниженный уровень притязаний – это может отрицательно сказываться на их учёбе, поведении и развитии, чтобы этого не происходило, необходимо формировать нормальный уровень притязаний, тогда ребёнку будет проще справляться с трудностями и добиваться своих целей [16, с. 192].

Что же такое уровень притязаний? Это один из психологических объектов исследования, которые отражают индивидуальные особенности мотивации и достижения цели человека. Такое понятие появилось в школе К. Левина, благодаря Т. Дембо. Не смотря на огромное количество исследований в области уровня притязаний, в доступных источниках очень мало информации, касаемо проблемы характеристики уровня притязаний у отдельной возрастной категории людей.

Также, исследование уровня притязаний занимает значимое место в изучении мотивации. Уровень притязаний означает свойство индивида, играющее важную роль в самооценке имеющихся способностей и достигнутых результатов.

Рассмотреть уровень притязаний, как величину измерения мотивации предложил Х. Хекхаузен. [2, с. 250] Как изменение цели человека зависит от относительного уровня успешности, а именно, для каждого индивида целевое несоответствие есть относительно постоянная величина, являющаяся постоянным мотивационным различием между людьми. Таким образом, уровень притязаний может служить, как показатель успешности человека, которые изменяются по мере увеличения эффективности деятельности.

Достижение цели и получение желаемого будет повышать самооценку, а значит и уровень притязаний. Н.Г. Калита так же определяет уровень притязания через самооценку: «Уровень притязаний есть не что иное, как потребность в определенной, удовлетворяющей человека самооценке». [7, с. 253]

М. Юкнат же сопоставляет уровень притязаний с самосознанием. Имея ввиду, что переосмысление событий прошлого и проходящих через всю его жизнь, ведут к изменению уровня притязаний. [8] И К. Левин говорил о том, что субъект с помощью учёта своих возможностей прогнозирует вероятность достижения успеха. Отличием мнения К. Левина является прогнозирование вероятности достижения цели, анализ факторов, которые влияют на достижение цели и те выводы, что были сделаны при анализе. А, например, Б.В. Зейгарник считает, что в любой интерпретации, речь идёт о самооценке. [9, с. 460]

С того момента, как появилось определение уровня притязаний, в психологической литературе скопилось множество разных частных определений уровня притязаний. Каждый автор подчёркивает всё больше новых аспектов, отличных от остальных, что расширяет понятие уровня притязаний, но вместе с этим делает его более сложным для понимания. По представлениям В.М. Мясищева «уровень притязаний - это качественно-количественные показатели, которым должна удовлетворять, с точки зрения исследуемого лица, его производительность». В трактовке Б.Г. Ананьева Уровень притязаний связан с оценочными потребностями, будучи притязанием на оценку. [10, с. 81-82]

Исходя из многочисленных определений разных авторов можно сделать вывод, что основными категориями при выявлении уровня притязаний являются цель, уровень её трудности для конкретного субъекта, самооценка и опыт субъекта.

Подростковый возраст чрезвычайно интересен и сложен, он особенный, что делает этот возраст уникальным, как для самих подростков, так и для тех, кто этих подростков хочет чему-то научить. Поэтому необходимо найти правильные рычаги давления, подобрать способы и методы воздействия на подростка. И при этом не забывать, что подростки – это самые обычные люди, проходящие самый необычный этап в их жизни. Они любознательные, готовые пойти на глупые поступки, яркие и энергичные. И задача преподавателя направить эту энергию в нужное русло. Главное при работе с подростками – отвлечь их от множества, окружающих их «вредных» вещей и приучить к полезным. Создать доверительные отношения между ними и отношениями с преподавателем, а для этого необходимо учитывать мнение подростков, уважать их личность – только так можно грамотно воспитать и обучить человека в таком непростом возрасте. 

Для формирования нормального уровня притязаний учителю необходимо уважать мировоззрение ученика и учитывать особенности возраста. Важно заинтересовать ребёнка, без этого обучение будет идти тяжело, также стоит донести до ребёнка, что все те задания, которые он получает, подсильны ему. От формирования групп учеников также зависит уровень притязаний, необходимо это учитывать. Основным побуждением к деятельности должна стать грамотная постановка проблемы, как главной, так и промежуточной.

Для выявления уровня притязаний было проведено исследование среди подростков. В исследовании приняли участи обучающиеся 11 класса  МОУ СОШ № 37 г. Кирова. Возраст респондентов составил 14 – 16 лет. Для проведения исследования был выбран «опросник Горбачевского». Этот способ определения уровня притязаний выделяется популярностью, простотой и относительной точностью. Опросник В. К. Гербачевского предназначен для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Формирование уровня притязаний посредствам проведения театральных тренингов в юношеском возрасте




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*