Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Трудности и перспективы цифровой трансформации образования

28.12.2020 244 393
Чеснюкова Людмила Константиновна
Чеснюкова Людмила Константиновна, ассистент

Купцова Светлана Николаевна
Купцова Светлана Николаевна, преподаватель ГАПОУ СО "Уральский железнодорожный техникум"

Уральский государственный экономический университет

Цифровая трансформация затронула все сферы человеческого существования, и образование стало одним из ее предшественников. В настоящее время практически невозможно найти образовательное учреждение без единого компьютера, хотя это один из самых распространенных примеров использования цифровых технологий в образовании.

Кроме того, образовательные учреждения внедряют технологии во все сегменты своей работы – от онлайн-уроков и загрузки домашних заданий до студенческих чатов и форумов, а также цифрового администрирования. В настоящее время учащиеся учатся в виртуальных классах, преподаватели размещают домашние задания на сайтах образовательного учреждения или иных образовательных платформах, уроки наполнены видеороликами и живыми демонстрациями из онлайн-источников. Файлы студентов и преподавателей хранятся и поддерживаются в электронном виде, а также их профили, оценки, рейтинги и оценки.

Использование цифровых технологий в образовании внесло довольно существенные изменения в учебный процесс, требуя новых методик, нового содержания, новых средств обучения и, конечно же, новых аппаратных средств и технологий, которые будут использоваться в процессе обучения.

Информационно-коммуникационные технологии являются одним из основных движущих факторов нашего информационного общества [7], непосредственные последствия которого можно наблюдать и в образовательной практике [5]. Следуя этой эволюции, несколько авторов [6;9] отметили необходимость перехода от традиционной классной комнаты, где ученик рассматривается как пассивный потребитель образовательных знаний, к классу, в котором учащиеся считаются активными участниками, и где приоритет отдается сотрудничеству и обмену информацией в богатой ресурсами среде. Чтобы продвинуть этот сдвиг и необходимую образовательную реформу, разработчики аппаратного и программного обеспечения продвигают новые технологические инструменты.

Анализ научной литературы [1-3;8] показывает, что цифровое образование позволяет преподавателям охватить большее количество студентов по сравнению с очными курсами. Педагоги могут быстрее распространять новые концепции, идеи и материалы, устанавливая контакт с большим количеством людей и оказывая влияние на их жизнь. Кроме того, цифровое обучение позволяет преподавателям использовать различные вебинары, что приводит к приобретению и передаче богатого педагогического опыта. Цифровое обучение помогает преподавателям создавать курсы, используя лучший контент, ранее разработанный другими преподавателями.

Системы онлайн-обучения используют различные онлайновые инструменты, системы и программное обеспечение, которые предъявляют новые требования к технической компетентности преподавателей [11]. Способы коммуникации также различаются в онлайн-курсах. «Виртуальные» классы могут также включать удаленные, но мгновенные методы обратной связи между студентом и преподавателем, облегченные посредством живого чата, взаимодействия видео/веб-камеры и небольших групповых «секционных комнат». Естественно, что оценка и обратная связь также осуществляются различными способами с помощью асинхронных методов при обучении в режиме онлайн. Было обнаружено, что четкая практика оценки, включая сообщение крайних сроков и требований к оценке, положительно влияет на вовлечение студентов и завершение курса [10].

В предшествующей литературе существует консенсус в отношении того, что эффективное онлайновое обучение требует более гибкого подхода к развитию навыков в силу разнообразия ролей и навыков, применяемых в онлайновом контексте.

Способность эффективно общаться, управлять технологиями, а также предоставлять и оценивать контент становится особенно важной в интенсивных онлайн-средах, где имеется меньше свободного времени для акклиматизации к новым инструментам и операционным средам. Контроль за успеваемостью учащихся, выявление и отслеживание проблем или барьеров также являются важнейшими обязанностями преподавателей, чтобы свести к минимуму вероятность отстранения или ухода учащихся.

Институциональные и научно-исследовательские усилия по характеристике компетенций, необходимых для эффективного онлайнового обучения предполагают определенную степень совпадения в концептуализации ключевых компетенций преподавателя:

  • коммуникативные навыки;
  • технологическая компетенция;
  • предоставление информативной обратной связи;
  • административные навыки;
  • чувствительность;
  • мониторинг обучения;
  • оказание поддержки студентам.

Без адекватных технологических навыков преподаватели рискуют оказаться неспособными решить связанные с технологией проблемы во время живого занятия, что может повлиять на доступ учащихся к учебным материалам. Коммуникативные навыки также имеют первостепенное значение. Эффективная коммуникация преподавателя и студента в онлайн-среде обучения зависит от своевременного и четкого взаимодействия через различные форматы, включая электронную почту, чат, а также предоставление оценки и обратной связи.

Поддержка преподавателя в режиме онлайн включает в себя эффективный мониторинг успеваемости учащихся, предвосхищение и разрешение ключевых учебных запросов, а также установление и поддержание взаимопонимания. В совокупности эти виды компетенций формируют эффективность работы онлайн-инструкторов и, в свою очередь, опыт студентов.

Эффективные подходы к онлайн-образованию должны также учитывать базовые компетенции и характеристики учащихся. Что касается факторов, влияющих на выбор студента учиться в интернете, то есть доказательства того, что студенты, решившие учиться в интернете, выбирают гибкость (т.е. удобство) по сравнению с воспринимаемой ценностью обучения в классе.

Цифровые технологии предъявляют к студентам разные требования. Фундаментальное качество и характер опыта студента смещаются в онлайн-среде обучения в сторону большей зависимости от асинхронных режимов общения. Взаимодействие также происходит с помощью различных методов, включая взаимодействие «ученик-содержание», «ученик-инструктор» и «ученик-ученик» [4]. Это требует от студентов более активного, самостоятельного подхода. Саморегулируемое обучение, когда учащиеся используют метакогнитивные навыки для планирования, реализации и осмысления своего обучения, все чаще ассоциируется с лучшими академическими достижениями.

Размышляя о дискуссионных моментах, становится очевидным, что интенсивные онлайн-курсы предлагают целый ряд преимуществ для студентов и преподавателей, включая доступность, возможности для освоения новых технологий и поощрения независимого, саморегулируемого обучения. Эти преимущества необходимо рассматривать наряду с некоторыми известными барьерами, связанными с онлайн-обучением; потенциальной разобщенностью студентов, трудностями баланса между работой и личной жизнью для студентов, работающих полный рабочий день, и технологическими проблемами как для студентов, так и для преподавателей. Крайне важно продолжать отслеживать и удовлетворять потребности студентов, характерные для онлайн-среды, с тем, чтобы онлайн-курсы могли адаптироваться к меняющимся будущим потребностям. С переходом к высшим учебным заведениям для рассмотрения более интенсивных режимов онлайн-обучения возникает повышенная ответственность за понимание того, как лучше всего подготовить студентов, преподавателей и механизмы поддержки студентов для достижения успеха в интенсивной среде онлайн-обучения.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Трудности и перспективы цифровой трансформации образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*