Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСовременные образовательные стандарты среднего профессионального образования направлены на практико-ориентированное обучение. Одной из активных педагогических технологий, позволяющих добиться наилучших результатов в обучении студентов, является технология малых групп. Практически каждый преподаватель использует эту технологию на своих занятиях.
Обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Идея относится к 20-м годам ХХ столетия
Но разработки различных технологий обучения в малых группах начались лишь в 1970–е годы, причем, одновременно как в США и Израиле, так и в СССР. [1, с.12]
Применительно к групповой форме учебной работы под малой группой понимается часть одного ученического коллектива, организованная на некоторое ограниченное время (от части урока до нескольких блоков уроков) для осуществления какой-либо совместной учебной деятельности.
Использование данной технологии в колледже позволяет осваивать общие компетенции:
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
При организации групповой работы роль преподавателя заключается в выполнении следующих функций:
Каким должен быть численный состав группы?
Теория управления говорит о том, что максимальное количество информации, без искажений, получают группы, в которых число обучаемых не превышает семи. С увеличением числа обучаемых, увеличивается степень искажения информации.
Исследования психологов показывают, что члены групп по 4 человека проявляют большую склонность выражаться свободно и не стесняясь высказывают свое мнение. С возрастанием численного состава группы снижается ее продуктивность, уменьшается число активно работающих учащихся, не все имеют возможность высказать свое мнение. В большой группе слабый ученик может остаться в тени, не быть активным, в слишком малой группе (2–3 человека) разница в уровне успеваемости проявляется особенно ярко и может нарушить комфортный микроклимат в группе. В группах с четным числом учащихся чаще возникают конфликтные ситуации, в них труднее достигнуть согласия. Это объясняется возможностью распада такой группы на две равные подгруппы с противоположными точками зрения.
Таким образом, при изучении теоретических вопросов, наиболее предпочтительной является группа из 5 человек, так как в группе из 3 участников не хватает мнений для продуктивного обсуждения, в группах из 4 и 6 человек может произойти раскол, в группе из 7 человек не хватает возможностей для высказывания своей точки зрения. Конечно, в зависимости от характера и содержания задания это число может изменяться. [2, с.56]
На практических занятиях по дисциплине Безопасность жизнедеятельности так и происходит при изучении Уставов и решении ситуационных задач. Подгруппа (12-13 человек) делится на 2-3 малые группы. По истечении отведенного времени группы отчитываются о принятом решении.
Один представитель группы по выбору преподавателя (куратора) дает полный ответ с обоснованием решения.
Представители других групп могут давать дополнения, уточнения, оценку полноте и точности ответа.
При проведении занятий по обучению навыкам стрельбы, по изучению средств индивидуальной защиты, более эффективной является работа «переменных пар», когда каждый студент одной из двух малых групп выступает сначала в качестве «обучаемого», а после - «инструктора».
При проведении занятий по разборке и сборке автомата происходит более жесткое деление на пары, в которых студенты постоянно чередуют роли: «обучаемый» – «инструктор».
Таким образом, реализуется педагогический принцип «Учится тот, кто учит». И оценка, на этой стадии обучения, складывается из оценки студента и как «обучаемого», и как «инструктора».
При решении проблемы оснащения учебного процесса необходимым оборудованием, можно рассчитывать не только на усвоение знаний, но и освоение умений студентами на хорошем уровне.
Работая в небольших группах, студенты отвечают за успехи каждого, учатся помогать друг другу. Групповая организация деятельности важна для создания атмосферы коллективного труда, когда можно использовать богатые резервы каждой группы – в виде оперативной помощи сильных студентов более слабым.
По мнению ученых, коллективная учебная деятельность в группе рождает так называемый групповой эффект – прибавку к возможностям каждого, т.е. обеспечивает каждому обучаемому возможность развития его задатков. [3, с.215.]
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Использование технологии малых групп в преподавании дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.