Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Направления инновационной деятельности в образовательных учреждениях

24.12.2020 123 156
Шевченко Оксана Сергеевна
Шевченко Оксана Сергеевна, преподаватель

Ейский медицинский колледж

Развитие системы образования в новых условиях становится определяющим фактором социально-экономического развития страны и важнейшим условием экономического роста. В настоящее время идет процесс демократизации образования, проявляющийся в децентрализации управления и автономизации образовательных учреждений, свободном выборе программ, учебников, учебных учреждений; стали развиваться взаимоотношения общеобразовательных учреждений с высшими учебными учреждениями.

В последние годы отмечается широкое внедрение различного рода инноваций, касающихся организации образовательного процесса, создания авторских программ, использования нетрадиционных форм и методов обучения, цель которых преодолеть единообразие структуры и содержания образования. Инновации – крупномасштабные структурные преобразования, затрагивающие все сферы и аспекты современного общества, проявляющиеся в возникновении и широком распространении новых идей, технологий, форм материального производства и элементов общественного сознания. В системе образования наступление эры инновационного развития ознаменовали информационнокомпьютерные технологии, интернет и методы визуализации. Термин «инновация» относится как к радикальным (революционным), так и к постепенным (эволюционным) изменениям в продуктах, процессах, тактиках и стратегиях.

Все большее количество руководителей учебных заведений вовлекается в процесс поиска и внедрения инноваций в управление, в деятельность, основанную на видении образования как способа развития социокультурной среды, порождающей новое содержание, методы, формы организации образовательного процесса и адекватные им системы управления, содействующие достижению оптимальных результатов.

При этом управление мы рассматриваем, как целенаправленную деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающую оптимальное функционирование и развитие управляемой системы, перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению цели с помощью необходимых педагогических условий, способов, средств и воздействий.

Назначение инноваций в управлении современным образовательным учреждением, в нашем понимании, заключается в создании условий для целостного развития образовательного учреждения как сложной педагогической системы. В силу этого принципиально важным становится создание такой модели управления, которая соответствует модели образовательного учреждения. Реализация инноваций в управлении, безусловно, должна осуществляться в соответствии с концептуальной моделью его целостного развития и с учетом педагогических условий, обеспечивающих эффективность его функционирования и развития.

Если инновации в управлении педагогически целесообразны и оптимальны, то они станут важнейшим условием для придания инновационного характера деятельности педагогического коллектива и повышения качества образования учащихся и наоборот: повышение качества образования учащихся может являться одним из объективных критериев эффективности реализации инноваций в управлении.

Для эффективного осуществления процесса управления необходимо иметь систему информационно-аналитического обеспечения, благодаря которой руководители образовательных учреждений могли бы получать информацию о состоянии и развитии процессов, на которые они призваны оказывать управленческое воздействие. Изменение цели функционирования образовательных учреждений влечет за собой и изменения, касающиеся содержания, сбора и обработки управленческой информации. Проблемный анализ полученной управленческой информации содействует выявлению положительных тенденций в деятельности образовательного учреждения и установлению причин, содействующих положительным изменениям или препятствующих им. 

Под управленческой информацией понимается совокупность сведений о конкретных фактах, отражающих состояние управляемой системы в целом и ее отдельных компонентов. Поэтому умение аккумулировать информацию, систематизировать ее, выявлять основные проблемы на основе ее анализа, искать пути решения является, по нашему мнению, одним из важнейших аспектов управленческой деятельности.

Информация о результативности учебно-воспитательного процесса рассматривается и в традиционном виде – результаты успеваемости обучающихся по параллелям и годам обучения, но, что более важно, как итоги независимой экспертизы качества знаний учащихся и результаты личностного роста учащихся, включающие информацию о развитии его творческих способностей, диапазоне интересов, развитии мотивационных, духовно-нравственных, интеллектуальных, деловых, организационно-ролевых, социальных и общекультурных качеств личности. Кроме того, проведение мониторинга профессиональных достижений педагогов и личностного роста учащихся в комплексе позволяет проследить существующие зависимости между качеством процесса обучения и качеством результатов обучения. Использование результатов анализа этой информации позволяет управлять качеством обучения и разрабатывать пути повышения этого качества.

В условиях быстрого расширения множества технологий инновационного обучения, стремительного развития инструментальных средств важной задачей управления технологической составляющей инновационного образования является мониторинг развития образовательных технологий, т.е. сбор и актуализация информации о создании и использовании технологий инновационного образования. В качестве основных источников информации такого мониторинга можно выделить следующие:

  1. Информация на Web страницах организаций и специалистов в области инновационного обучения.
  2. Участие в почтовых компьютерных конференциях по проблемам инновационного образования.
  3. Традиционные и электронные журналы, посвященные проблемам инновационного обучения.

Таким образом, инновационный педагогический менеджмент рассматривается сегодня не только как средство «перевода» педагогических систем в качественно новое состояние, но и как орудие построения нового, более благополучного и развитого общества в целом. Общепризнанно, что инновации – это двигатель роста и благосостояния современного информационного общества.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Направления инновационной деятельности в образовательных учреждениях




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*