Знание, добытое без личного усилия, без личного напряжения,- знание мертвое. Только пропущенное через собственную голову становится твоим достоянием
Профессор Нойгауз
Кейс-метод - это техника обучения через решение ситуационных задач
Кейс-набор представляет собой описание практических ситуаций, каждая из которых содержит некоторую проблему, требующую разрешения.
Название произошло от латинского термина «casus» - запутанный или необычный случай, происшествие.
«Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а более точно — Школа бизнеса Гарвардского университета. Впервые он был применен в 1908 году. На ранней стадии своего возникновения этот метод широко применялся на курсах обучения аспирантов по программе MBA . В России применять кейс метод в обучении стали в 70-х гг. XX века, сначала в МГУ, а затем в академических и отраслевых институтах, позднее - на специальных курсах подготовки и переподготовки. Хотя наибольшее применение метод получил при преподавании экономических дисциплин и менеджмента, не стоит думать, что сфера его применения этим и ограничивается. В мировой практике кейсы все больше применяются в изучении политологии, юриспруденции, математики и в том числе медицины.
Преимущества кейс-метода:
- во-первых, позволяет студенту применить к практической ситуации полученные теоретические знания и понять, с одной стороны, что они получены не зря, а с другой, что реальный мир весьма далек от мира теоретических моделей.
- во-вторых, разбор кейсов способствует активному усвоению знаний и накоплению определенного багажа практической информации, которая может оказаться более полезной в работе, нежели теоретические знания.
- в-третьих, в процессе разбора кейсов развиваются аналитические и творческие навыки. Если кейс разбирается в группе студентов, это способствует развитию коммуникативных навыков; студенты учатся поддерживать дискуссию, убеждать и слушать своих оппонентов.
Но главное, кейс-технология обучения способствует развитию различных практических навыков, творческому решению проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения.
Методика проведения занятия по кейс-методу:
- Студент знакомится с содержанием одной из задач кейса самостоятельно (это может быть в печатном, электронном, устном виде и т.д.).
- Преподавателем проводится опрос по пониманию содержания.
- Преподаватель распределяет студентов по микрогруппам. Группы не должны быть большими (желательно не более 4-х человек), чтобы все принимали участие в обсуждении. Желательно комплектовать группы не по интересам, а по способностям (чтобы не было в одной группе много активных студентов, а в другой - много пассивных).
- Организуется обсуждение содержание кейс-задачи в микрогруппах. При этом преподаватель актуализирует поставленные вопросы и направляет на анализ и выявление всех заложенных ситуаций, проблем (но ни в коем случае не помогает, не решает проблемы).
- В группах выделяется человек (не обязательно лидер), презентирующий решение группы. Презентация составляется всеми членами микрогруппы. Презентация может быть устной, наглядной, графической или с применением компьютера.
- Проводится презентация решений групп.
- Организуется общая дискуссия и обсуждение полученных решений. Преподавателю необходимо задать несколько «провокационных» вопросов, и он при этом должен следить, чтобы в группе было уважительное отношение друг к другу.
- Далее проводится обобщение полученных результатов и приобретенных знаний при работе над кейсом.
Кейс-метод развивает следующие навыки:
- Аналитические. Умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.
- Практические. Решение кейс-задач способствует формированию на практике навыков использования теории, методов и принципов.
- Творческие. Одной логикой, как правило, ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки при решении кейс-ситуаций.
- Коммуникативные. Развивается умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.
- Социальные. В ходе обсуждения вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать дискуссию или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.
Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования
Знание, добытое без личного усилия, без личного напряжения,- знание мертвое. Только пропущенное через собственную голову становится твоим достоянием».
Профессор Нойгауз
Кейс-метод - это техника обучения через решение ситуационных задач
Кейс-набор представляет собой описание практических ситуаций, каждая из которых содержит некоторую проблему, требующую разрешения.
Название произошло от латинского термина «casus» - запутанный или необычный случай, происшествие.
«Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а более точно — Школа бизнеса Гарвардского университета. Впервые он был применен в 1908 году. На ранней стадии своего возникновения этот метод широко применялся на курсах обучения аспирантов по программе MBA . В России применять кейс метод в обучении стали в 70-х гг. XX века, сначала в МГУ, а затем в академических и отраслевых институтах, позднее - на специальных курсах подготовки и переподготовки. Хотя наибольшее применение метод получил при преподавании экономических дисциплин и менеджмента, не стоит думать, что сфера его применения этим и ограничивается. В мировой практике кейсы все больше применяются в изучении политологии, юриспруденции, математики и в том числе медицины.
Преимущества кейс-метода:
- во-первых, позволяет студенту применить к практической ситуации полученные теоретические знания и понять, с одной стороны, что они получены не зря, а с другой, что реальный мир весьма далек от мира теоретических моделей.
- во-вторых, разбор кейсов способствует активному усвоению знаний и накоплению определенного багажа практической информации, которая может оказаться более полезной в работе, нежели теоретические знания.
- в-третьих, в процессе разбора кейсов развиваются аналитические и творческие навыки. Если кейс разбирается в группе студентов, это способствует развитию коммуникативных навыков; студенты учатся поддерживать дискуссию, убеждать и слушать своих оппонентов.
Но главное, кейс-технология обучения способствует развитию различных практических навыков, творческому решению проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения.
Методика проведения занятия по кейс-методу:
- Студент знакомится с содержанием одной из задач кейса самостоятельно (это может быть в печатном, электронном, устном виде и т.д.).
- Преподавателем проводится опрос по пониманию содержания.
- Преподаватель распределяет студентов по микрогруппам. Группы не должны быть большими (желательно не более 4-х человек), чтобы все принимали участие в обсуждении. Желательно комплектовать группы не по интересам, а по способностям (чтобы не было в одной группе много активных студентов, а в другой - много пассивных).
- Организуется обсуждение содержание кейс-задачи в микрогруппах. При этом преподаватель актуализирует поставленные вопросы и направляет на анализ и выявление всех заложенных ситуаций, проблем (но ни в коем случае не помогает, не решает проблемы).
- В группах выделяется человек (не обязательно лидер), презентирующий решение группы. Презентация составляется всеми членами микрогруппы. Презентация может быть устной, наглядной, графической или с применением компьютера.
- Проводится презентация решений групп.
- Организуется общая дискуссия и обсуждение полученных решений. Преподавателю необходимо задать несколько «провокационных» вопросов, и он при этом должен следить, чтобы в группе было уважительное отношение друг к другу.
- Далее проводится обобщение полученных результатов и приобретенных знаний при работе над кейсом.
Кейс-метод развивает следующие навыки:
- Аналитические. Умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.
- Практические. Решение кейс-задач способствует формированию на практике навыков использования теории, методов и принципов.
- Творческие. Одной логикой, как правило, ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки при решении кейс-ситуаций.
- Коммуникативные. Развивается умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.
- Социальные. В ходе обсуждения вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать дискуссию или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.
Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Использование кейс-технологии в преподавании дисциплины "Психология"