Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование общих компетенций при организации аудиторной и внеаудиторной работы студентов по русскому языку и литературе

02.12.2020 371 656
Королева Нина Николаевна
Королева Нина Николаевна, преподаватель

Филиал Самарский государственный университет путей сообщения в городе Алатыре

Выпускник любого образовательного учреждения, в том числе и профессионального, должен успешно реализоваться в профессиональном и жизненном планах. Конкурентоспособная личность — это личность, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллективные. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.

В этой связи проблемы формирования профессиональной культуры, социального и духовно- нравственного развития, раскрытия творческого потенциала, воспитание речевой культуры должны стать основополагающими в совершенствовании профессиональной подготовки и воспитании студентов.

Русский язык и литература  относятся к числу важных учебных дисциплин, составляющих вместе с другими дисциплинами основу профессионального образования выпускников.

В своей работе я остановлюсь на организации внеаудиторной работы по русскому языку и литературе. Роль этого вида учебной деятельности особенно возрастает в настоящее время, когда учебные заведения перешли на стандарты нового поколения, в рамках которых реализуется  компетентностный подход, когда появилась необходимость выработать у студентов навыки и способности к самостоятельной учебной деятельности. Работа во внеурочное время оказывает значительную помощь в осуществлении некоторых учебно-воспитательных задач и в достижении дидактических целей:

  • закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, получаемых на аудиторных занятиях, самостоятельное овладение новым учебным материалом;
  • формирование общетрудовых и профессиональных умений;
  • Формирование умений и навыков умственного труда;
  • мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности;
  • развитие самостоятельности мышления;
  • формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации;
  • овладение технологией самообразования.

Главная цель работы – научить студентов добывать знания самостоятельно. Самостоятельно упражняясь в чтении, письме и грамматике, студенты не только совершенствуют свои знания и навыки, но и учатся самостоятельно учиться.

Подготовка доклада, сообщения, реферата к выступлению, составление тематических кроссвордов способствуют углублению знаний по предмету, закреплению изученного материала.

При выполнении таких форм внеаудиторной самостоятельной работы студенты осуществляют поиск, отбор и обработку информации, а создание компьютерной презентации к докладам требует от них навыков использования информационных технологий.

На  занятиях по разделу «Лексика» в формировании коммуникативной компетенции помогает работа со словарём специальных терминов, когда обучающиеся учатся находить дополнительные лексические значения профессиональных слов по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог, включая их в активный лексический запас или уточняя лексическое значение уже знакомых слов.

При изучении раздела "Язык и речь.  Функциональные стили языка" студентам предлагается подобрать тексты, используя научную литературу по профессии к трём функционально-смысловым типам речи: описание, повествование и рассуждение. Работа с текстом является универсальным средством, которое позволяет решать не только образовательные задачи предмета, но и вызывает интерес к профессии. Используя тексты научной литературы по специальности можно осуществлять комплексный анализ текста.

Одной из форм самостоятельной внеаудиторной работы студентов  является составление текста любого стиля, типа и жанра на профессиональную тему. Студентам предлагаются следующие задания:

  1. Приведите слова, обозначающие качества, необходимые машинисту локомотива (путейцу, программисту). Приведите слова, которые обозначают качества, препятствующие этой деятельности. Используя «найденные» слова в качестве опорных, составьте текст на тему: «Моя будущая профессия».

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Формирование общих компетенций при организации аудиторной и внеаудиторной работы студентов по русскому языку и литературе




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*