Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Пути аккумулирования лексического потенциала учащихся в национальной школе (Из опыта проведения тренингов для учителей – русистов национальных школ)

01.12.2020 215 391
Молдобаева Дамира Сатиевна
Молдобаева Дамира Сатиевна, старший преподаватель

Эралиева Ырыс Сагынбековна
Эралиева Ырыс Сагынбековна, старший преподаватель

Кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына

Являясь основой любого языка, слово может кодироваться в устной или письменной формах. Чтобы кодировать мысли и декодировать услышанную и прочитанную информацию на должном качественном уровне необходим лексический потенциал. Он в свою очередь становится необходимым вербальным средством для коммуникации и для креативного подхода в решении лингвистических задач. Слово как элемент, «клеточка» [4,с.3] языка служит звуко-буквенной оболочкой формализованного и неформализованного знаний, аккумулированными всеми предыдущими поколениями. С развитием человеческой цивилизации роль языка укрепляется во всех сферах жизнедеятельности, неся свою функциональность в зависимости от целей, задач, тематики, подготовленности адресата и адресанта, также стилем языкового материала и соответствием востребованности передаваемой информации. Человек всю сознательную жизнь аккумулирует словарный запас в том объеме, в котором может реализовать себя в определенном социуме – может передать и получить информацию, может дать оценку, пользуясь когнитивными и коммуникативными способностями. «Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное наследие» [3, с.318]. В составе социального наследия (совокупность материальных и духовных ценностей) значимое место занимает, естественно, языковое наследие. Общее языковое наследие становится наследием отдельно взятых членов определенного языкового сообщества. Следовательно, каждый наследник социального наследия является обладателем лексического потенциала, состоящего из совокупности полученных знаний, опыта, культуры. Говоря другими словами «природа значения лексического строя языка тесно связана с фоновыми знаниями носителя языка, с практическим опытом личности» [2, c.128].  Лексический потенциал или словарный запас личности становится частью языковой картины отдельно взятого общества.

В толковом словаре С. А. Кузнецова лексика дана как совокупность «слов какого-л. языка, диалекта или речи отдельного человека; словарный состав чего-л., кого-л.» [1, с. 1254]. У С. И. Ожегов лексика растолкована как «словарный состав языка, какого-нибудь его стиля, сферы, а также чьих-нибудь произведений, отдельного произведения» [5, c.300]. В толковании С.Ожегова лексика более конкретизирована касательно художественных произведений, лексики авторов. В обогащении лексического запаса учащихся роль художественных произведений занимает значимое место наряду с другими источниками.

В аккумулировании лексического запаса родного языка, естественно, важную роль играют семья, языковая среда, фольклор, литература и т.д. Родным языком ребенок овладевает еще до школы вместе с культурой и речевой этикой. В наших кыргызстанских школах ребенок попадает сначала в условия учебного биллингвизма, а с началом изучения еще и  английского языка он втягивается в полилингвистический процесс. Обучение русскому языку в национальной школе дает возможность развитию мышления детей и выражать мысли новыми языковыми средствами. Говоря другими словами, процесс изучения языка в школе – это процесс познания детьми новых явлений реальной действительности. Поэтому «преподавание русского языка в национальной школе имеет огромное познавательное и образовательное значение» [7, с.155].    

  1. Языковой опыт

Во время обучения необходимо принимать во внимание, что у некоторых учащихся языком обучения может быть неродной язык. В таких случаях может наблюдаться ограниченный объём словарного запаса на языке обучения, искажение произношения слов: одни звуки заменяются другими, опускается начало и конец слова, некоторые слова сохраняют лишь приближённый к оригиналу контур. Всё это ведёт к неправильному пониманию и употреблению слов.

Современные исследования показывают, что пути решения этих проблем - в использовании методов и приёмов обучения, в условиях, создаваемых для пополнения и активизации словаря. В процессе работы с группой учащихся, у которых язык обучения неродной, учителю необходимо стараться говорить медленнее, предоставляя возможность этим учащимся переработать получаемую информацию и, обращаясь к ним с вопросом, не ограничивать их строго во времени осмысления вопроса и формулирования ответа.

Для практического использования слов изучаемого языка, обучающиеся должны знать не только семантику слова, но и его формы, сочетаемость, что, в свою очередь, обеспечивается комплексом упражнений, в который входят: упражнения на выбор лексических единиц (ЛЕ), упражнения, способствующие усвоению грамматических форм и структур ЛЕ, упражнения на сочетание ЛЕ, упражнения на актуализацию ЛЕ в аспекте ситуативно-тематической направленности речевого высказывания.

Перед учителем русского языка в национальной школе стоит очень трудная задача – помочь учащимся овладеть русским языком как средством коммуникации, при этом выработать прочные орфоэпические, орфографические и пунктуационные навыки. В реализации целей и задач обучения русскому языку служат богатым «арсеналом» различные виды заданий и упражнений, игры для обогащения лексики. Рассмотрим некоторых их них:

  1. Лексические упражнения

Прием «Словарные слова»

Ожидаемые результаты обучения: учащиеся называют словарные слова; пишут словарные слова правильно; определяют лексическое значение словарного слова; используют словарные слова в речи и на письме

Ниже представлены 20 вариантов работы со словарными словами.

Если учащийся не знает значения слова, предложить ему воспользоваться словарем.

Вариант 1. Чтение слова. Объяснение значения слова.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Пути аккумулирования лексического потенциала учащихся в национальной школе (Из опыта проведения тренингов для учителей – русистов национальных школ)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*