Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Коррекционная работа по преодолению дисграфии у младших школьников с нарушением интеллекта

01.12.2020 503 863
Горб Елизавета Сергеевна
Горб Елизавета Сергеевна, магистрант

Кубанский государственный университет

Быть педагогом непросто. Особенно  учить детей с ограниченными возможностями в здоровье, у которых первичный дефект влечёт за собой нарушения во всех сферах жизнидеятельности. Дети с интеллектуальными нарушениями, не простой контингент с точки зрения обучения. И если дети с нормой интеллекта приходят в школу с желанием учиться, то у детей с нарушением интеллекта отсутствует интерес к обучению, они не понимают для чего пришли в школу. Тем не менее педагог любящий своё дело, найдёт способы и методы вызвать интерес к обучению у любого ребёнка. Он построит учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процессы, таким образом, чтобы помочь ребёнку с ограниченными возможностями  в здоровье не чувствовать себя «не таким как все».

В настоящее время среди неовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, возрастает число детей имеющих нарушения интеллектуального развития. Все высшие функции  детей данной категории характеризуются стойкими и необратимыми нарушениями, что влечет за собой нарушение функционирования базовых психических процессов, которые  в свою очередь влияют на состояние основных учебных навыков, в том числе на формирование навыка письма.

Серьёзным затруднением в развитии языковой личности ребёнка, является стойкая неготовность к овладению письменной речью.

В психическом развитии младших школьников, а также в полноценном усвоении образовательной программы, важную роль играет усвоение письменной речи. Умение писать и читать является базой для дальнейшего обучения, поэтому проблема нарушения письменной речи у младших школьников одна из самых актуальных проблем.

К моменту поступления в школу или непосредственно в первом класс, в период обучения грамоте, ребёнок овладевает письменной речью. Необходимио овладеть основами речи, чтобы был сформирован данный вид речи:

–правильно сформированная устная речь ( деление на звуки, слоги, слова, т.е.аналитико-синтетическая речевая деятельность);

–развитое восприятие (зрительно–пространственный гнозис, сомато-пространственные ощущения ит. д.);

–сформированность и развитость двигательной сферы;

–становление абстрактного мышления.

При нарушении одного из этих элементов, как правило возникают следующие нарушения письменной речи: трудности в овладении письмом; нарушние формирования процесса письма; дисграфия; дизорфография.

«Нелогичными» ошибками, которые повторяются на письме постоянно и в процессе обычного обучения самостоятельно не исчезают, характеризуется стойкое нарушение письма. С несформированностью зон головного мозга, которые отвечают за речь, чтение и письмо в первую очередь связано,  такое специфическое нарушение письма.

Частичное специфическое нарушение  процесса письма, так определяет дисграфию Л.С. Волкова.

Частичное расстройство письма (трудности овладения письменной речью – у младших школьников),  основным симптомом, которого является наличие специфических ошибок, такое  определение  дисграфии, даёт  Н.Н. Садовникова.

Дисграфия – это частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга, такое определение даёт дисграфии А.Л. Сиротюк.

Дети имеющие проявления дисграфии в последнее время встречаются всё чаще. Некоторые школьники (или дошкольники), попадают в тяжелое положение,  едва пройдя первые шаги обучения письму. При написании текста они совершают грубые ошибки. Такие, которые, казалось бы, не могут объясниться ничем, кроме невнимательности или недостаточного прилежания.

Виды дисграфии, её симптоматику и механизмы, методологические подходы, направления, содержание и методы коррекции различных видов нарушений письма в своих научных работах изучали (Л.В. Венедиктова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, Т.А. Фотекова, М.Е. Хватцев и другие).

Дисграфия изучается специалистами разных областей знания, среди которых логопеды (М.Е. Хватцев, О.А. И.Н. Садовникова и др.), врачи (А.Н. Корнев и др.), нейропсихологи (Л.С. Цветкова, Т.В. Ахутина, А.Л. Сиротюк и др.). Дисграфия – это серьезная патология, которая значительно усложняет процесс обучения ребенка, требующая ранней диагностики и специального коррекционного воздействия, особенно если речь идет о детях с умственной отсталостью.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Коррекционная работа по преодолению дисграфии у младших школьников с нарушением интеллекта




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*