Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование наставничества в организации исследовательской деятельности обучающихся ГБПОУ "ПГК"

01.12.2020 420 732
Анциферова Милана Борисовна
Анциферова Милана Борисовна, преподаватель

Поволжский государственный колледж

В настоящее время педагоги стали уделять огромное внимание развитию исследовательской деятельности обучающихся в нашем колледже и в других образовательных организациях. Трудом многих энтузиастов создается система исследовательской деятельности обучающихся, объединившая разнообразные формы ее организации, от олимпиад и конкурсов до научных конференций. Организация исследовательской деятельности способствует формированию методологической компетентности обучающихся как уровня образованности, достаточного для самостоятельного  решения мировоззренческих задач теоретического или прикладного характера в разных сферах жизнедеятельности. Создание в ГБПОУ «ПГК» определенных организационно-педагогических условий для развития исследовательской деятельности обучающихся позволяет максимально учитывать их способности и потребности  ,содействует формированию их исследовательской культуры, ведет к повышению качества образования.

Наставничество — процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником. Наставничество в широком смысле присуще всем формам обучения и системам образования. Как показывает анализ  действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к научно-исследовательской деятельности педагог не всегда может оказать поддержку учащемуся в научно-исследовательской деятельности. Не потому, что профессионально не готов, нет возможности уделить достаточно время качественной, успешной подготовке каждого обучающегося. Если и идет подготовка учеников к научно исследовательской деятельности, то для данного вида работы особое внимание уделяется инициативным, одаренным учащимся группы .

Чтобы привлечь внимание к научно исследовательской деятельности всех обучающихся первого курса на уроках Естествознания и Астрономии, необходимо внедрить в практику работы обучающихся старших курсов. Обучающиеся 2,3 и 4 курса уже защищали свои работы на уроках астрономии и естествознания. По результатам защиты своих исследовательских работ они могут консультировать и создавать свой план работы с обучающимися младшего курса. Для наставнического взаимодействия можно выделить следующие этапы:

1) адаптационный — предполагает диагностическое исследование по определению возможности реализации наставничества, заинтересованности учащихся в тесном сотрудничестве со обучающимся-наставником. Выявление проблем, которые испытывает младший товарищ в научно-исследовательской деятельности. Выявляются недостатки в сформированности исследовательских умений и навыков, и на этой основе производится построение новой программы работы с обучающимся 1 курса;

 2) основной - определяется типология самостоятельных творческих работ обучающихся, в которых они будут принимать участие. Важным элементом работы на данном этапе является ознакомление учащихся с планом  исследовательской деятельности. В нее входят:

  • постановка исследовательского вопроса;
  • сбор информации о том, что уже известно по данной теме;
  • выдвижение гипотезы, построение модели;
  • выбор методики исследования;
  • получение результатов;
  • анализ результатов и получение ответа на поставленный вопрос.

Темы исследовательских работ выбираются участниками самостоятельно или по рекомендации обучающихся-наставника.

3) контрольно-оценочный— на данном этапе усилия наставников – старших курсов направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности юных исследователей, овладение эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе работы. Одной из форм рефлексии собственных достижений в программе является заполнение анкеты исследователя, которую предлагается заполнить ученикам после того, как исследовательская работа завершена;

4) итоговый этап. Для юного исследователя значимо увидеть конкретный результат своей работы. Обучающийся-наставник должен быть готов поделиться навыками по созданию мультимедийных презентаций, публикаций, электронных таблиц, работы в текстовом редакторе. Организация исследований младших курсов диктует необходимость в сформированном особым способом педагогическом сообществе, где обучающийся-наставник выступает как «адаптор», связующее звено между учителем и учащимися младшего курса. Поэтому необходимо, чтобы либо он сам обладал достаточной квалификацией в области исследований и имел связь с научным консультантом- преподавателем.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Использование наставничества в организации исследовательской деятельности обучающихся ГБПОУ "ПГК"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*