Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование цифровых технологий для реализации концепции "Умный город"

24.11.2020 272 413
Мельников Алексей Геннадьевич
Мельников Алексей Геннадьевич, директор

Часовских Галина Владимировна
Часовских Галина Владимировна, зам. директора по УМР

Курдюмова Валентина Борисовна
Курдюмова Валентина Борисовна, методист

Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации до 2024 года, утверждённые Председателем Правительства 29.09.2018, определяют [6], что развитие строительной отрасли будет обеспечено за счёт перехода к системе управления жизненным циклом объекта капитального строительства путём внедрения технологии информационного моделирования (BIM-технологий).

Информационное моделирование зданий (англ. Building Information Modeling, BIM) [7] — процесс генерации и управления данными о здании (или иной строительной конструкции) на протяжении его (её) жизненного цикла.

BIM-технологии взаимодействуют с системами управления и геоинформационными системами и формируют каркас создаваемой цифровой экономики. Без такого взаимодействия не могут быть воплощены концепции «умных городов» и всего того, что составит структуру цифровой экономики.

Интеграция BIM-технологий в учебный процесс

Информационное моделирование объектов строительства отличается трансдисциплинарностью. В качестве базового рассматривается образование как в области строительства, так и в области информационных технологий. При этом одной из основных причин, замедляющих распространение информационного моделирования, является дефицит квалифицированных кадров, подготовленных для работы по этой технологии [2].

В «Атласе новых профессий», выпущенном [5] Агентством стратегических инициатив и Центром образовательных разработок (Сколково), указаны профессии, которые потеряют актуальность к 2030 году. Прогнозируется и появление новых профессий в ближайшее время. Исследователи считают, что к 2030 году в строительной отрасли будут востребованы, например:

- прораб-вотчер – специалист по строительству с применением цифровых проектов сооружений,

- BIM-менеджер-проектировщик – специалист, работающий над полным жизненным циклом объекта,

- проектировщик 3D-печати в строительстве – специалист, проектирующий макеты, сопровождающий процесс печати домов,

- проектировщик инфраструктуры «умного дома» – специалист, занимающийся проектированием, установкой и настройкой интеллектуальной системы управления домашним хозяйством.

В настоящее время к BIM-технологиям проявляется большой интерес со стороны предприятий строительного комплекса и ЖКХ, т.к. компетенции в этой области определяют цифровое будущее «умных городов».

Актуальность внедрения BIM-технологий обусловлена и разворачиванием в регионе комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь» [3]. В рамках этого мегапроекта инициировано несколько крупных строек. Это и освоение Горячегорского месторождения нефелиновых руд, и строительство горно-обогатительных комбинатов на базе месторождений Кингашское и Верхнекингашское, железной дороги Элегест-Кызыл-Курагино, возведение моста через Енисей, строительство агропромышленного парка «Сибирь» в Шарыповском районе, новых жилых микрорайонов.

Для реализации таких масштабных проектов требуются высококвалифицированные специалисты среднего звена. Выпускники профессиональных образовательных учреждений, владеющие компетенциями в области информационного моделирования зданий и сооружений, как никогда здесь востребованы. Подготовка специалистов с необходимой квалификацией требует преподавательских кадров, способных обновить содержание основных профессиональных образовательных программ и подготовить выпускников СПО к полноценной работе на строительной площадке.

Внедрение BIM-технологий в учебный процесс колледжа возможно через работу одновременно по нескольким направлениям: повышение квалификации преподавателей на курсах ДПО в Инженерно-строительном институте Сибирского федерального университета, прохождение стажировок на предприятиях социальных партнёров, приобретение компьютерных программ, предлагающих комплексное решение по работе с BIM-проектами на всех стадиях проектирования, эксплуатации, ремонта и реконструкции, определения сроков и стоимости строительства.

Для обновления основной профессиональной образовательной программы СПО необходимо расширить перечень профессиональных компетенций BIM-технологий, а также привлечь в качестве экспертов представителей строительного рынка. Начать обучение студентов [7] возможно с основ трёхмерного моделирования на первых курсах перейти к детальному разъяснению BIM-технологии в рамках прохождения производственной практики. Обучаясь по принципу «от простого — к сложному», студенты будут осваивать 3D-моделирование, прорабатывать архитектурно-планировочное и конструктивное решение с помощью специализированного программного обеспечения (например, Renga) и презентовать свои «умные решения» для строительных организаций.

Для проведения практических занятий в Ачинском колледже отраслевых технологий и бизнеса закуплено оборудование в лабораторию BIM-проектирования, в которой разрабатываются цифровые модели зданий, их элементов и инженерного оборудования. Наличие в колледже лаборатории позволяет студентам эффективно изучать новые технологии и программные продукты для моделирования, дизайна и проектирования, выполнять индивидуальные и групповые проекты. Разработанные многоуровневые модульные программы по технологии информационного моделирования зданий и сооружений для школьников, студентов, преподавателей, специалистов строительной отрасли будут реализованы в центре дополнительного профессионального образования и профессионального обучения колледжа.

Впервые презентационная компетенция «Технология информационного моделирования (BIM)» была представлена в г. Екатеринбурге на чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в 2018 году. Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса включился в продвижение компетенции на региональном уровне. На краевой научно-практической конференции «Строительство и архитектура: технологии среды жизнедеятельности» в секции «Умный город» состоялся мастер-класс [4] для педагогов и студентов края по технологии BIM. При поддержке компании «АСКОН» на VII Открытом региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) колледж представил [1] выставочную площадку «Информационное моделирование BIM».

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Использование цифровых технологий для реализации концепции "Умный город"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*