Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Оценка сформированности компетенций и эффективности работы будущих медицинских сестер при прохождении производственной практики

17.11.2020 433 697
Чеснюкова Людмила Константиновна
Чеснюкова Людмила Константиновна, ассистент

Уральский государственный экономический университет

Оценка компетентности и профессиональной (трудовой) деятельности медицинских работников находится в центре мировых научных публикаций со второй половины прошлого XX века. В настоящее время в системе образования России идет переход от квалификационной модели специалиста к компетентностной, т.е. ориентированной на сферу профессиональной деятельности.

В переводе с латинского компетенция (competens, competentis) означает обладание юридическими способностями или полномочиями для решения определенного вопроса, т.е. компетентный – это тот, кто знает, является экспертом в определенной науке или предмете.

Под компетенцией понимают набор знаний, навыков и отношений, которые применяются при выполнении продуктивной или академической функции.

Таблица 1

Определение компетенций в исследованиях различных авторов

Источник

Определение

Толковый словарь под редакцией Д. И. Ушакова

под «компетентностью» понимается осведомленность, авторитетность; под «компетенцией» - круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий [23]

Словарь иностранных слов

понятие «компетентный» трактуется как обладающий компетенцией, знающий, сведущий в определенной области [21]

Большой энциклопедический словарь

компетенции включаются в состав компетентности [7]

ЮНЕСКО

определяет компетенцию как набор социально-аффективного поведения и когнитивных, психологических, сенсорных и моторных навыков, которые позволяют правильно выполнять работу, функцию, деятельность или задачу [7]

 

С точки зрения трудовых компетенций встречаются и другие определения. Производительная способность человека, которая определяется и измеряется с точки зрения производительности в определенном контексте работы, а не только знаний, навыков, навыков и взглядов; они необходимы, но сами по себе недостаточны для эффективной работы. Профессиональные компетенции определяют эффективное осуществление способностей, которые позволяют выполнять работу до уровня, необходимого при трудоустройстве.

Понятие компетентности охватывает не только навыки, необходимые для осуществления профессиональной деятельности, но и набор поведения, способность анализировать, принимать решения, передавать информацию и т.д., которые считаются необходимыми для полного выполнения профессиональных обязанностей.

Международная организация труда определила профессиональную компетентность как пригодность для эффективного выполнения задачи или выполнения работы, обладая необходимой квалификацией. Понятия компетентность и квалификация тесно связаны, учитывая, что квалификация - это приобретенная способность выполнять работу или выполнять работу.

Было несколько опубликованных определений о компетенции на рабочем месте [11; 13; 20]. Если мы рассмотрим общие элементы, взятые из опубликованных определений, а также последние критерии, принятые международной организацией труда (МОТ), то будет дано следующее определение:

Трудовая компетентность - это способность работника использовать совокупность знаний, навыков, навыков, взглядов и ценностей, разработанных в рамках образовательных процессов и опыта работы, для выявления и решения проблем, с которыми он сталкивается при выполнении своей работы в определенной области работы.

Компетенции определяют, прежде всего, конкретные результаты работы, которые включают в себя различные функции, которые выполняет работник, такие как: уход, образование, исследования и управление, в конкретной области работы.

Таким образом, обладание способностями не означает компетентность. Компетентность заключается не в способностях, которыми обладает человек, а в его мобилизации на решение проблем.

Итак, согласно энциклопедическому пониманию, компетентность выступает характеристикой человека, а компетенции – характеристикой функции, действия. Под таким углом зрения можно сделать вывод, что компетентность, в том числе профессиональная, формируется и развивается как личностное качество в результате сформированности определенной совокупности компетенций [10].

Рынок труда стремительно меняется, перед работодателями стоит задача по повышению производительности труда. Поэтому в последние годы к выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования предъявляются всё более высокие требования к уровню практической подготовки [8]. С 1 июля 2020 г. вступил в силу ряд положений Федерального закона от 02.12.2019 № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающих практическую подготовку обучающихся и иные изменения в сфере образования [3].

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Оценка сформированности компетенций и эффективности работы будущих медицинских сестер при прохождении производственной практики




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*