Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Сравнительная характеристика жанров народной песни

17.09.2020 1143 1642
Пояркова Татьяна Константиновна
Пояркова Татьяна Константиновна, преподаватель

Ярославский колледж культуры

Изучая  песенные жанры народной музыки на уроках «Народная музыкальная культура», «Русское народное музыкальное творчество», «Хоровая литература» обучающиеся сталкиваются с трудностью их определения. Именно перечисленные песенные варианты со своими интонационными особенностями слишком непривычны для уха современной молодёжи. Наиболее древние по происхождению песни воспринимаются обучающимися со значительно меньшей эмоциональной непосредственностью, нежели песни более позднего периода, например, свадебные, лирические.  Предложенная таблица поможет в изучении темы «Народное музыкально-поэтическое творчество». С ее помощью студенты познакомятся с характеристиками жанров народной музыки и смогут найти музыкальные примеры для прослушивания.

Название жанра

Характеристика жанра

Музыкальные примеры

Былины северные

Размеренные сказы, связанные с живыми речевыми интонациями и с ритмом былинного стиха. Звуковой объём (от кварты до сексты). Сольные былины исполняли немногие знатоки, которых называли сказителями.

(Архангельск, Печора, побережье Белого моря) X-XII век

«Вольга и Микула» (запись А. Аренского.

М.Мусоргский «Борис Годунов», Н. Римский-Корсаков «Царская невеста».

Былины южнорусские

Создавались в средних местностях, на юге Воронежской, Орловской, Ставропольской,  Ростовской областей, в Поволжье. Былины пелись хором, группами певцов-мастеров. Отличаются мелодической широтой, развитой песенной формой, их словам

не свойственна стихотворная импровизационность.

М. Балакирев

«Увертюра на три русские темы»,

«То не белая берёза к земле клонится».

Исторические песни

XIII-XIV век. В песнях воплощена идея единства и независимости русской земли, борьба с иноземными захватчиками. Многочисленные песни о покорении войсками Ивана IV Казанского царства, о походе Ермака в Сибирь, о борьбе русского ополчения под водительством К. Минина и Д. Пожарского против интервенции в начале XVII века.

«Ты взойди, взойди солнце красное» обр. М. Мусоргского;

«Как у нас было на Волге» (запись Пальчикова),

«О Ермаке Тимофеевиче», (запись И. Некрасова)

Баллады

Песни с развитыми сюжетами трагического характера. Повествования о трагических происшествиях и семейно-бытовых драмах. Действующие лица баллад - герои безвестные: холопы, братья-разбойники. Герои баллад - гибнущие люди, ставшие жертвами социальной несправедливости, людской злобы. Балладные повествования Северных местностей - это типичные сказы (старины), часто входят в репертуар сказителей.

В балладах среднерусских и южных местностей, песенная широта сочетается со строгостью эпического повествования.

В былинах типична легендарная фантастика.

«Хас Булат удалой» А. Алемасова,

«Хуторок» А.Кольцова,

«Чёрная шаль» А. Верстовский

Городская песня

XVIII-XIXвек. Стилевая особенность мелодического склада городских песен заключалась в их аккордово-гармонической основе и простом чётком ритме с обязательной рифмой и параллельной, и перекрёстной.

Ревела буря, дождь шумел

Во мраке молнии блистали,

И непрерывно гром гремел,

И ветры в дебрях бушевали.

Исполняется с аккомпанементом фортепиано, гитары, гармоники.

«Славное море, священный Байкал»,

«Выхожу один я на дорогу»,

«Вот мчится тройка почтовая»,

«Тонкая рябина»,

«Липа вековая».

Кант

Вид городской бытовой песни гомофонно-гармонического склада. По характеру канты: лирические, торжественные, шуточные, сатирические. Кант - хоровая, строфическая, 3-х голосная песня. Это шествие, но не марш, потому что сохраняет плавность хорового напева.

«Уж как пал туман»,

«Как во батюшке, в Санкт-Петербурге»,

И. Молчанов

«Было дело под Полтавой»

 

Частушки

Принято считать, что частушка возникла в середине XIX века в мужской среде и наибольшее развитие получила после становления советской власти. Напевы частушек складывались из городских и романсовых интонаций и из оборотов крестьянских песен.

Частушки - однострофные песенки: лирические, шуточные, сатирические.

В них есть рифма.

Особенность: непринуждённость напева и текста (на одну мелодию несколько разнообразных по содержанию четверостиший или двустиший с ярким отпечатком  местной песенной  традиции)

Волжские, Саратовские, Бряночки.

«Саратовские припевки»,

Р. Щедрин – «Озорные частушки», финал Первого фортепианного концерта.

Семейно-бытовые песни

Лирические музыкально - поэтические произведения, в которых отражены чувства, переживания, мысли человека, связанные с его личной жизнью, событиями в семье: колыбельные, величальные, свадебные песни, похоронные причитания, плачи. Возникновение их восходят ко временам общинно – родового строя. Например, напевы причитаний не широки по объёму (терция – секста), они основаны на варьированном повторении двух – трёх небольших, но выразительных попевок, эмоционально оттеняющих стихотворное изложение.

«Ты  река ли моя, реченька».

Свадебные песни из опер: М. И. Глинки «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»;

А. С. Даргомыжского «Русалка»,

«Камаринская».

М. И. Глинки  «Из-за лесу, лесу тёмного»

М. А. Балакирева - «Не было ветру» в увертюре-поэме «Русь».

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Сравнительная характеристика жанров народной песни




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*