Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаМетоды производственного обучения основываются на накоплении положительного опыта, расширении и углублении научно-методических исследований процессов производственного обучения.
Постановлением министерства образования «О дальнейшем совершенствовании системы профессионально-технического образования» предусмотрено внедрение эффективных форм и методов обучения, широкое применение современных технических средств в учебном процессе.
Классификация методов производственного обучения осуществляется на основе источников получения знания обучающимися
Методы производственного обучения делятся на словесные, наглядные и практические.
Словесные методы. К ним относятся рассказ-объяснение, беседа, работа с технической литературой и письменное инструктирование.
Рассказ-объяснение проводится в форме устной монологической речи. Мастер последовательно излагает тему, характеризуя предметы, явления и раскрывая существенные свойства и связи изучаемого объекта. При этом необходимо чётко определить содержание, создать условия для активного восприятия излагаемого материала. Изложение должно отражать современную технику и передовую технологию, иметь идейно-воспитательную направленность. Объяснение следует сопровождать демонстрацией наглядных пособий и трудовых приёмов, а также рассмотрением технической документации.
Рассказ не должен носить только информационный характер. Необходимо обращать внимание обучающихся на трудности, с которыми они могут встретиться в работе при выполнении поставленной задачи.
Беседа. В ее основе лежит диалогическая устная речь. Мастер, ориентируясь на приобретённые учащимися знания, некоторый их опыт, обращается к аудитории с вопросами, дополняет, углубляет и конкретизирует их знания, обобщает и систематизирует опыт, учит, как использовать его при решении учебно-производственных задач.
Основное требование к беседе — непосредственное участие обучающихся в обсуждении учебного материала. Вопросы для беседы должны быть умело подобраны и понятны учащимся.
Работа с технической литературой и письменное инструктирование основаны на использовании технической литературы, различной технической документации, применении письменных заданий, а также технологических карт, необходимых для изготовления изделий в процессе производственного обучения. При этом предусматривается тщательное изучение правил поведения обучающихся на территории предприятия, инструктаж по технике безопасности, противопожарной охране и эксплуатации оборудования.
Наглядные методы производственного обучения включают личный показ мастером приёмов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения обучающихся, экскурсии.
Показ мастером трудовых приёмов должен проводиться в нормальном рабочем темпе и повторяться в замедленном.
Личный показ трудовых приёмов должен сопровождаться объяснением мастера. Он руководит наблюдениями обучающихся, указывает, на что следует обратить особое внимание, побуждает обучающихся к сознательному мысленному подражанию.
Демонстрация наглядных пособий — метод наглядно- чувственного ознакомления с изучаемым предметом, явлением или процессом — также выполняется с учетом ряда требований: учащиеся должны до демонстрации знать, что им предстоит наблюдать и какая ставится перед ними цель. Весьма полезно показывать на экране предметы в движении (кинофильмы). Однако не следует перегружать занятия демонстрацией наглядных пособий, а пользоваться лишь теми, которые соответствуют конкретной теме учебной программы и способствуют формированию профессиональных умений и навыков.
Самостоятельные наблюдения обучающихся в процессе производственного обучения — процесс планомерного, более или менее длительного восприятия. Наблюдения тесно связаны с активным мышлением и предполагают умение обучающихся группировать родственные факты, свойства и явления, устанавливать их сходства и различия, определять зависимость хода процесса от условий, в которых он происходит.
Метод наблюдения широко применяется в производственном обучении по профессиям, связанным с обслуживанием аппаратурных технологических процессов. Прежде чем перейти к самостоятельным наблюдениям мастер инструктирует обучающихся. После этого они должны представлять цель задания, наметить вопросы, на которые им предстоит ответить.
Экскурсии. К ним нужно заблаговременно и тщательно подготовиться, составить план и выдать задания учащимся. После экскурсии организуется итоговая беседа.
Практические методы — это выполнение упражнений, приобретение производственных навыков, овладение приёмами работы.
Упражнения. Сознательные целенаправленные и многократные повторения изучаемых трудовых действий. Повторение этих действий осуществляется под руководством мастера и должно способствовать их совершенствованию, постепенному приобретению и закреплению навыков.
Упражнения в процессе производственного обучения выполняются по определённой системе. Каждое из них должно быть основой для выполнения следующего, которое одновременно закрепляет предыдущее. Устанавливается такой порядок упражнений, при котором учащиеся постепенно переходят от выполнения операций и комплексных работ в облегчённых условиях к выполнению их в более трудных, приближенных к производственным.
Упражнения должны систематизироваться, строиться в определённом порядке. Их количество устанавливается в зависимости от степени усвоения трудовых действий.
Формирование навыков — важный этап овладения профессиональным мастерством. Навыки способствуют достижению высоких темпов, а в итоге и производительности труда. На первом этапе их формирования главное внимание обращается на правильное овладение приёмами работы. Только после освоения основных элементов рациональных приёмов можно ставить задачу о формировании так называемых скоростных навыков. Успешное формирование скоростных навыков в процессе упражнений — залог выполнения производственных норм выработки.
Выполнение приёмов — это воспроизведение учащимися определённых трудовых действий. При умелом руководстве мастера учащиеся быстро овладевают соответствующим приёмом.
Выполнение трудовой операции требует сочетания значительного числа разнообразных приёмов, подбор которых определяется особенностями предстоящей работы. В процессе выполнения трудовых операций учащиеся должны научиться принимать рабочую позу, вырабатывать хорошую координацию движений, хватку инструмента, а также соблюдать установленные размеры изготовляемых изделий, своевременно обнаруживать и устранять неисправности инструментов и механизмов.
Упражнения начинаются с выполнения операций, включающих небольшое число приёмов, и постепенно усложняются. Цель упражнений — помочь учащимся овладеть практическими знаниями, сформировать сложные навыки и умения, необходимые для выполнения работ, типичных для будущей профессии. Учащиеся должны ознакомиться с техническими Требованиями, соблюдение которых необходимо при выполнении работ, и технологическим процессом изготовления продукции.
На начальных стадиях формирования навыков и умений, когда в условиях мастерских или цехов применить систему упражнений трудно, используют тренажёры.
Самостоятельное выполнение в мастерской учебно- производственных заданий развивает в обучающихся техническое мышление, умение определять наиболее рациональные способы достижения высокой производительности труда и отличного качества продукции.
Важное значение для воспитания в обучающихся самостоятельности и технического мышления имеют домашние задания. Содержание таких заданий — технические расчёты, работа над технической книгой, подготовка различной технической документации, которая впоследствии после проверки ее мастерами может быть использована в процессе производственного обучения.
Перечни домашних заданий по темам разрабатываются мастерами производственного обучения и утверждаются методическими комиссиями.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Методы производственного обучения
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.