Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методы производственного обучения

17.09.2020 41 80
Андреев Андрей Иванович
Андреев Андрей Иванович, мастер производственного обучения

Урюпинский агропромышленный техникум

Методы производственного обучения основываются на накоплении положительного опыта, расширении и углублении научно-методических исследований процес­сов производственного обучения.

Постановлением  министерства образования «О дальнейшем совершенствовании системы профессионально-технического образования» предусмотрено внедрение эффективных форм и методов обучения, широкое применение современных технических средств в учебном процессе.

Классификация методов производственного обучения осуществляется на основе источников получения знания обучающимися

Методы производственного обучения делятся на сло­весные, наглядные и практические.

Словесные методы. К ним относятся рассказ-объяс­нение, беседа, работа с технической литературой и пись­менное инструктирование.

Рассказ-объяснение проводится в форме устной мо­нологической речи. Мастер последовательно излагает тему, характеризуя предметы, явления и раскрывая существенные свойства и связи изучаемого объекта. При этом необходимо чётко определить содержание, создать условия для активного восприятия излагаемого материала. Изложение должно отражать современную технику и передовую технологию, иметь идейно-воспи­тательную направленность. Объяснение следует сопрово­ждать демонстрацией наглядных пособий и трудовых приёмов, а также рассмотрением технической документации.

Рассказ не должен носить только информационный характер. Необходимо обращать внимание обучающихся на трудности, с которыми они могут встретиться в работе при выполнении поставленной задачи.

Беседа. В ее основе лежит диалогическая устная речь. Мастер, ориентируясь на приобретённые учащи­мися знания, некоторый их опыт, обращается к аудито­рии с вопросами, дополняет, углубляет и конкретизиру­ет их знания, обобщает и систематизирует опыт, учит, как использовать его при решении учебно-производ­ственных задач.

Основное требование к беседе — непосредственное участие обучающихся в обсуждении учебного материала. Вопросы для беседы должны быть умело подобраны и понятны учащимся.

Работа с технической литературой и письменное ин­структирование основаны на использовании технической литературы, различной технической документации, при­менении письменных заданий, а также технологических карт, необходимых для изготовления изделий в процес­се производственного обучения. При этом предусматри­вается тщательное изучение правил поведения обучающихся на территории предприятия, инструктаж по технике безопасности, противопожарной охране и эксплуатации оборудования.

Наглядные методы производственного обучения включают личный показ мастером приёмов работы, на­глядных пособий, самостоятельные наблюдения обучающихся, экскурсии.

Показ мастером трудовых приёмов должен прово­диться в нормальном рабочем темпе и повторяться в замедленном.

Личный показ трудовых приёмов должен сопрово­ждаться объяснением мастера. Он руководит наблюде­ниями обучающихся, указывает, на что следует обратить особое внимание, побуждает обучающихся к сознательному мысленному подражанию.

Демонстрация наглядных пособий — метод наглядно- чувственного ознакомления с изучаемым предметом, явлением или процессом — также выполняется с уче­том ряда требований: учащиеся должны до демонстра­ции знать, что им предстоит наблюдать и какая ставит­ся перед ними цель. Весьма полезно показывать на эк­ране предметы в движении (кинофильмы). Однако не следует перегружать занятия демонстрацией наглядных пособий, а пользоваться лишь теми, которые соответству­ют конкретной теме учебной программы и способствуют формированию профессиональных умений и навыков.

Самостоятельные наблюдения обучающихся в процессе производственного обучения — процесс планомерного, более или менее длительного восприятия. Наблюдения тесно связаны с активным мышлением и предполагают умение обучающихся группировать родственные факты, свойства и явления, устанавливать их сходства и раз­личия, определять зависимость хода процесса от усло­вий, в которых он происходит.

Метод наблюдения широко применяется в производ­ственном обучении по профессиям, связанным с обслу­живанием аппаратурных технологических процессов. Прежде чем перейти к самостоятельным наблюдениям мастер инструктирует обучающихся. После этого они должны   представлять цель задания, наметить вопросы, на кото­рые им предстоит ответить.

Экскурсии. К ним нужно заблаговременно и тща­тельно подготовиться, составить план и выдать задания учащимся. После экскурсии организуется итоговая бе­седа.

Практические методы — это выполнение упражнений, приобретение производственных навыков, овладение приёмами работы.

Упражнения. Сознательные целенаправленные и мно­гократные повторения изучаемых трудовых действий. Повторение этих действий осуществляется под руковод­ством мастера и должно способствовать их совершен­ствованию, постепенному приобретению и закреплению навыков.

Упражнения в процессе производственного обучения выполняются по определённой системе. Каждое из них должно быть основой для выполнения следующего, ко­торое одновременно закрепляет предыдущее. Устанав­ливается такой порядок упражнений, при котором уча­щиеся постепенно переходят от выполнения операций и комплексных работ в облегчённых условиях к выполне­нию их в более трудных, приближенных к производ­ственным.

Упражнения должны систематизироваться, строить­ся в определённом порядке. Их количество устанавли­вается в зависимости от степени усвоения трудовых действий.

Формирование навыков — важный этап овладения профессиональным мастерством. Навыки способствуют достижению высоких темпов, а в итоге и производитель­ности труда. На первом этапе их формирования главное внимание обращается на правильное овладение приёмами работы. Только после освоения основных элементов рациональных приёмов можно ставить задачу о форми­ровании так называемых скоростных навыков. Успешное формирование скоростных навыков в процессе упраж­нений — залог выполнения производственных норм вы­работки.

Выполнение приёмов — это воспроизведение учащи­мися определённых трудовых действий. При умелом ру­ководстве мастера учащиеся быстро овладевают соот­ветствующим приёмом.

Выполнение трудовой операции требует сочетания значительного числа разнообразных приёмов, подбор ко­торых определяется особенностями предстоящей работы. В процессе выполнения трудовых операций учащиеся должны научиться принимать рабочую позу, вырабатывать хорошую  координацию движений, хватку инструмента, а также соблюдать установленные размеры изготовляемых изделий, своевременно обнаруживать и устранять неисправности инструментов и механизмов.

Упражнения начинаются с выполнения операций, включающих небольшое число приёмов, и постепенно усложняются. Цель упражнений — помочь учащимся овладеть практическими знаниями, сформировать слож­ные навыки и умения, необходимые для выполнения ра­бот, типичных для будущей профессии. Учащиеся долж­ны ознакомиться с техническими Требованиями, соблю­дение которых необходимо при выполнении работ, и технологическим процессом изготовления продукции.

На начальных стадиях формирования навыков и уме­ний, когда в условиях мастерских или цехов применить систему упражнений трудно, используют тренажёры.

Самостоятельное выполнение в мастерской учебно- производственных заданий развивает в обучающихся тех­ническое мышление, умение определять наиболее рацио­нальные способы достижения высокой производитель­ности труда и отличного качества продукции.

Важное значение для воспитания в обучающихся само­стоятельности и технического мышления имеют домаш­ние задания. Содержание таких заданий — технические расчёты, работа над технической книгой, подготовка различной технической документации, которая впоследствии после проверки ее мастерами может быть использована в процессе производственного обучения.

Перечни домашних заданий по темам разрабатываются мастерами производственного обучения и утверждаются методическими комиссиями.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Методы производственного обучения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*