Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Золотое сечение в архитектуре города Кирова

06.03.2020 207 322
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, преподаватель, методист

Драга Валентина Николаевна
Драга Валентина Николаевна, студент

Вятский колледж культуры

«Архитектура – главнейшие имеет три предмета: красоту, спокойность и прочность здания… К достижению сего служит руководством знание пропорции, перспектива, механика или вообще физика, а всем им общим вождем является рассудок».

В. Баженов

 

Наш человеческий взгляд настолько избалован, что в любом объекте мы пытаемся найти идеальную композицию. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии.

Архитекторы еще с давних лет углубились в тему золотого сечения, используя его в своих задумках и проектах. Оно придает постройке уникальность и таинственность. Интереснее смотреть на здание и видеть в нем загвоздку, нежели разглядывать будто бы пустой, незаконченный архитектурный объект. Передающееся из поколения в поколение золотое сечение только набирает популярность. И невозможно представить, как было бы нам, людям, скучно и неинтересно жить в окружающей среде, не встречая золотого сечения. [1]

Общее определение правила золотого сечения – меньшая величина относится к большей, как большая к целому. Было рассчитано приблизительное число, равное 1,6180339887, это и есть коэффициент золотого сечения. Если смотреть в процентном соотношении, то в одном целом меньшая величина занимает 38%, большая – 62%. [7]

Золотое сечения часто называют «божественной» пропорцией. С художественной точки зрения, золотое сечение – это правило общей пропорции, которое создает универсальную композицию.

Представление о золотой пропорции имели и древние греки, и египтяне, известно было о ней и на Руси. Но впервые ещё в 1509 году в книге «Божественная Пропорция», иллюстрации к которой принадлежат Леонардо да Винчи, монах Лука Пачоли дал научное определение правилу. Он видел в золотом сечении божественное единство:

  • маленький отрезок – это сын;
  • большой – отец;
  • весь отрезок – это святой дух.

А Леонардо да Винчи искал подтверждение этому принципу в строении человеческого тела. И, что самое интересное, нашел. Те лица и тела, которые кажутся нам красивыми, имеют пропорции, которые как раз и подчиняются закону золотого сечения. [8]

Таким образом, история золотого сечения – это история человеческого познания мира. Ученые с очень давних лет изучают тему золотого сечения. При этом, каждый делает свой вывод, находит в нем что-то свое. Золотое сечение – это ассиметричная симметрия, которая восторгает человеческий мозг и взгляд. Смотря на какой-либо объект с применением золотого сечения может показаться, что нет ничего значительного, все как-то просто, а на самом деле, за этим, казалось бы, на первый взгляд простым стоит огромная история разных выводов и решений.

Золотое сечение особо распространено в архитектуре. Как уже ранее говорилось, с применением золотого сечения архитектура становится более гармоничной и величественной.  А теперь разберем подробнее, как же все-таки применяется золотое сечение в архитектурных сооружениях?

Еще в I-м веке до н. э. великий древнеримский теоретик зодчества Витрувий сформулировал формулу архитектурного сооружения: «Прочность — польза — красота». Но что есть красота в архитектуре? В чем красота и очарование церкви Покрова на Нерли, маленькой (высота от основания до маковки — 24 метра), почти лишенной украшений, с простыми архитектурными формами? Построенная в 1165 году, она не потеряла своей привлекательности. Где кроется секрет красоты египетских пирамид, древнегреческого храма Парфенон, Смольного собора в Петербурге, собора Парижской Богоматери в Париже? Французский зодчий 17 века Франсуа Блондель говорил: «Удовлетворение, которое мы испытываем, глядя на прекрасное произведение искусства, проистекает оттого, что в нем соблюдены правила и мера, ибо удовольствие в нас вызывает единственно лишь пропорции. Если же они отсутствуют, то, сколько бы мы ни украшали здание, эти наружные украшения не заменят нам внутреннюю красоту и привлекательность…». Исследования показывают, что поиск «правила и меры» в архитектурных сооружениях, как правило, приводят к Золотому сечению. [6]

В книгах о «золотом сечении» можно найти замечание о том, что в архитектуре, как и в живописи, все зависит от положения наблюдателя, и что, если некоторые пропорции в здании с одной стороны кажутся образующими золотое сечение, то с других точек зрения они будут выглядеть иначе. Золотое сечение дает наиболее спокойное соотношение размеров тех или иных длин.

Многие из построек, сохранившихся до сегодняшних дней, свидетельствуют, что архитекторы средневековья знали о существовании золотого сечения, и, конечно, при строительстве дома руководствовались своими примитивными расчетами и зависимостями, с помощью которых пытались добиться максимальной прочности. Особенно проявлялось желание строить максимально красивые и гармоничные дома в постройках резиденций царствующих особ, церквей, ратуш и зданий, имеющих особое социальное значение в обществе. [2]

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Золотое сечение в архитектуре города Кирова




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*