Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение активных методов как способ стимулирования исследовательской деятельности обучающихся

31.01.2020 356 541
Вакуленко Александра Алексеевна
Вакуленко Александра Алексеевна, преподаватель

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

Результат обучения исследовательской деятельности обучающихся зависит от направленности и внутренней активности, так как именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества являются важным показателем выбора методов. Ключевым является активизация учебной деятельности, под которой следует понимать целеустремленную деятельность преподавателя, направленную на разработку и применение различных форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности обучающегося в усвоении знаний; формированию способности прогнозировать производственную ситуацию и принимать самостоятельные решения.

Нестерова Н.Б., анализируя психологические особенности развития учебно-познавательной деятельности студентов, разделяет весь период обучения на три этапа:

- I этап (1 курс) характеризуется высокими уровневыми показателями профессиональных и учебных мотивов, управляющими учебной деятельностью. Вместе с тем они идеализированы, так как обусловлены пониманием их общественного смысла, а не личностного;

- II этап (2–3 курс) отличается общим снижением интенсивности всех мотивационных компонентов. Познавательные и профессиональные мотивы перестают управлять учебной деятельностью. Следствием такого снижения у студентов интереса к учебе является их довольно низкая активность в процессе учения;

- III этап (4 курс) характеризуется тем, что растет степень осознания и интеграции различных форм мотивов обучения [1].

Проблемами развития мотивации учебной деятельности рассматривали в своих работах  Л.И. Божович, В.М. Боровской, В.И. Ковалев, Е.С. Кузьмин, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, П.А. Рудик, А.А. Степанова и др. В трудах ученых проведен  анализ не только характера действий личности, но и проанализированы понятия «мотив», «мотивация», «мотивационная сфера», основные характеристики их проявления.

К видам учебной мотивации обучающихся можно отнести: профессиональные мотивы (получение специальности), познавательные мотивы (приобретение новых знаний, прагматические мотивы (возможность высокого заработка), социальные мотивы (польза обществу), мотивы социального и личностного престижа (самоутверждение и занятие определенного положения в обществе).

Методы обучения можно понимать как результат взаимной деятельности преподавателя и обучающего, направленный на овладение обучающимися знаний, умений, навыков, воспитание и  позитивноеразвитие в процессе обучения. Результатом творческой деятельности преподавателя является рациональное использование в учебном процессе, исследовательской деятельности методов, которые смогут обеспечить поставленную цель – усвоить знания, сформировать умения и навыки, развить  творческое мышление, познавательных интересов и способности обучающихся, воспитать личность в процессе овладения знаниями и умениями.

Проблемой изучения методов обучения занимались М.И. Махмутов, Ю.К. Бабанский, И.Ф. Харламов, Р.С. Пионова, В.В. Гузеев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, и др.

На современном этапе использование методов активного обучения, инновационных технологий, эмоциональность преподавателей существенно влияют на познавательную активность студентов. Максимальную активность и удовлетворениевыполненными действиями обучающиесяраскрывают в исследовательской деятельности.

Методы активного обучения представляют совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью.

Особенностью активных методов обучения является:

- побуждение обучающегося на активизацию мыслительной деятельности в процессе овладения учебным материалом;

- ориентация на самостоятельное добывание знаний;

- самостоятельная творческая разработка решений;

- развитие мышления, формирование практических умений и навыков;

- увеличение степени мотивации и эмоциональности обучающихся.

При выборе метода обучения, преподаватель должен учитывать время, выделенное на изучение конкретной темы, а также значимость учебного материала для дальнейшей профессиональной или учебной деятельности обучающегося, не забывая, что обучение направлено на развитие и воспитание личности.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Применение активных методов как способ стимулирования исследовательской деятельности обучающихся




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*