Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Необходимость реализации проекта по адаптации студентов к образовательному процессу

23.12.2019 243 354
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, преподаватель, методист

Вятский колледж культуры

Современные условия жизнедеятельности человека характеризуются воздействием большого количества изменений: процесс глобализации, постоянно возрастающее усложнение профессиональной деятельности в связи с совершенствованием информационных и коммуникационных технологий, трансформация социальных норм, ценностей и т.д. Всё это диктует новые требования к проявлению гибкости и мобильности человека, в том числе к его адаптационным возможностям. Поэтому современное профессиональное образование должно быть ориентировано не только на усвоение обучающимся определенной суммы профессиональных знаний, но и на формирование самостоятельной, инициативной, творческой, профессионально состоятельной, успешно адаптирующейся личности [1].

Способность адаптироваться – одна из особенностей личности, формирующихся под влиянием окружающей среды, важной частью которой является профессиональная образовательная организация [2]. От того, насколько эффективно и быстро будет пройден адаптационный этап в начале профессионального обучения, зависит успешность учебной деятельности студента, качество полученного образования и, в конечном итоге, возможности достижения вершин жизни и профессионализма в деятельности. Именно поэтому значимость решения проблем адаптации студентов к образовательному процессу отмечена и в нормативно-правовой документации, регламентирующей процесс образования. Например, в статье 42 Федерального закона «Об образовании в РФ» подчеркивается важность оказания помощи обучающимся, испытывающим трудности в социальной адаптации и получении профессии [3]. Одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к условиям реализации программ подготовки специалистов среднего звена является создание в образовательной организации условий, необходимых для всестороннего развития, социализации, в том числе и адаптации личности [4].

Не смотря на это, далеко не все традиционные методы по решению проблем адаптации в образовательных организациях позволяют новоиспеченным студентам успешно преодолеть многочисленные трудности, которые их ожидают на протяжении первого года обучения: вхождение в студенческий коллектив, рациональная организация умственной деятельности, осознание призвания к выбранной профессии, оптимизация режима дня, развитие профессионально значимых качеств личности и т.д. [5]. Так в Вятском колледже культуры за 1 семестр 2017-2018 учебного года, являющимся наиболее сложным периодом в адаптации студентов, потеря контингента обучающихся первого курса составила 8 человек (10% от общего числа первокурсников). Различными исследователями уже неоднократно отмечалось, что при существующей на сегодняшний день системе образования «на отчисление» попадают не только те студенты, которые не в состоянии усвоить учебный материал, но и те, кто, обладая достаточными способностями, просто не смогли на самой начальной стадии адаптироваться к некоторым требованиям образовательного процесса.

Таким образом, способность к эффективной и быстрой адаптации студентов становится неотъемлемым требованием в человеческой деятельности, а формирование адаптационных возможностей является важной задачей развития человеческой личности вообще и личности студента в частности. Поэтому выявление условий, способствующих повышению адаптивности и ускоряющих процессы приспособления первокурсников к новому образу жизни и деятельности, являются чрезвычайно важными задачами профессионального образования и требуют разработки современных подходов к адаптации студентов, учитывающих новые вызовы и тренды времени.

Эффективным условием адаптации могли бы выступить пользующиеся популярностью студенческие чемпионатные движения, которые сегодня рассматриваются как инструменты повышения качества профессионального образования [6] и способствуют созданию благоприятной обстановки для естественной реализации способностей студентов. Однако современные студенческие чемпионаты профессионального мастерства направлены в основном на рабочие профессии и предназначены для обучающихся старших курсов, поэтому студентам первого курса колледжей культуры сложно в полной мере самореализоваться. В связи с этим появляется необходимость разработки и реализации специального проекта по созданию чемпионата профессионального мастерства для первокурсников колледжей культуры «Первые на первом», направленного на повышение уровня адаптированности студентов.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Необходимость реализации проекта по адаптации студентов к образовательному процессу




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*