Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Влияние личностных характеристик на выбор профессии в юношеском возрасте

02.12.2019 754 1653
Кононова Лада Витальевна
Кононова Лада Витальевна, преподаватель

Рогозина Диана Юрьевна
Рогозина Диана Юрьевна, студент

Вятский колледж культуры

Выбор профессии - задача сложная и достаточно парадоксальная. В  юношеском возрасте  перед каждым становится актуален выбор своей будущей профессии. Мир профессий включает в себя тысячи интересных специальностей. Разные их виды требуют различных качеств от человека. В каком-то случае должна быть острота мышления, в другом - способность находить контакт с людьми, а в следующем - физическая сила и т.д. Большая часть старшеклассников имеет только приблизительные представления о существующих профессиях и оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой деятельности требования со своей индивидуальностью. Поэтому следует правильно определиться и выбрать свой профессиональный путь по жизни, опираясь на свои личностные характеристики.

Юность - период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы юности  в психологии  делятся на  старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность. (от 18 до 23 лет). Главной характеристикой юношеского возраста является то, что в этот возрастной период осуществляется окончательный переход к зрелости личности, завершается формирование устойчивых черт личности, развитие таких психологических качеств как: самосознания; самостоятельности; открытием собственного внутреннего мира; стремлением к самоопределению.[5,c. 184]

 По Э.Эриксону, отдельными задачами развития, которые необходимо решить индивиду для достижения идентичности, являются следующие:

  • обретение чувства времени и непрерывности жизни;
  • развитие уверенности;
  • принятие соответствующей своему полу роли;
  • экспериментирование с различными социальными ролями;
  • выбор профессии;
  • формирование личной системы ценностей и приоритетов;
  • поиск своей идеологии, то, что Эриксон называл «поиском своей веры». [6,c.76]

 Личностная сфера старшеклассника характеризуется   активным развитием таких психологических качеств как: самосознания; самостоятельности; открытием собственного внутреннего мира; стремлением к самоопределению.

Выбор профессии – основополагающий фактор успешности личности, ее самореализации, возможности принести наибольшую пользу обществу.

Выбор профессии подростком рассматривается как многоэтапный процесс выработки и принятия решения. Процесс профессионального самоопределения проходит несколько стадий, которые являются прямым отражением процесса формирований самосознания личности. На первой стадии (4-11 лет) определяющим фактором профессиональной ориентации ребенка являются его фантазии На период 15-16 лет приходится третья стадия профессионального самоопределения, а именно необходимости решить проблему своего будущего.[2,с.68]

Е.А. Климов намечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:

1) позиция старших, семьи

2) позиция сверстников:

3) позиция школьного педагогического коллектива

4) личные профессиональные и жизненные планы:

5) способности и их проявления

6) притязание на общественное признание;

7) информированность о той или иной профессиональной деятельности;

8) склонности  [3,с.21]

Личностное самоопределение, а также и профессиональное самоопределение является важнейшим аспектом в формировании личности в юношеском возрасте. Выбор будущей профессии является не мало важным этапом у старшеклассника.

Одной из наиболее известных психологических теорий профессионального выбора объединяющей личностные черты с предпочтением рода занятий, является концепция Дж.Холланда. Он попытался объяснить, почему разные типы людей предпочитают разные типы профессиональных занятий. Холланд полагает, что все люди делятся на 6 типов: реалистичных, интеллектуальных, социальных, конвенциальных, предприимчивых и артистических.

Каждый тип личности характеризуется:

  • определенными чертами характера и складом ума;
  • способностями к определенным видам деятельности;
  • предпочтениями определенного рода  занятий;
  • содержанием увлечений;
  • профессиональными возможностями.

         В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие:

  • интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности);
  • способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определённом виде деятельности);
  • темперамент;
  • характер.[7]

Способности - индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения. Способности бывают общие и специальные. Исследование различных видов специальных способностей проводится главным образом в связи с профессиональной ориентацией.

Всё многообразие профессий было предложено Климовым  разделить на 5 основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены:

  • П - природа (растения, животные),
  • Т - техника (машины, материалы);
  • Ч - человек, группы людей;
  • З - знаковая система (книги, языки, коды, модели);
  • Х - художественные образы (искусство).

 Так  же  такой фактор как темперамент оказывает огромное влияние на формирование профессионального самоопределения

Темперамент – это постоянные и устойчивые индивидуально неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

  1. Холерик – сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстью, с бурными эмоциями, резких сменах настроения.
  2. Сангвиник- сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психологической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью.
  3. Флегматик-сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности.
  4. Меланхолик- слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движения, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость.[2,с 84]

 Разные типы людей предпочитают разные виды профессии. Человек индивидуален: у каждого  свой характер,  темперамент, свои интересы и способности. Из этого следует, что каждому необходимо учитывать свои личностные характеристики  при выборе профессии

  Изучая личностные характеристики юношеского возраста, был использован тест на определение будущей профессии Дж. Холланда. По итогам тестирования были сделаны выводы к каким типам личности относятся респонденты из каждого вида специальности.

 Изучая профессиональную направленность в юношеском возрасте был использован тест   на определение будущей профессии Дж. Холланда. По   итогам   тестирования были сделаны выводы в какой сфере деятельности респондент сможет работать с большим успехом и энтузиазмом.

 В процессе изучения полученного материала была построена сводная таблица, дающая   сравнительный анализ   профессиональной направленности с   соответствием преобладающего  типа темперамента среди респондентов и  качества  их обучения  в Вятском колледже культуры.

 Выбор профессии должен формироваться у ребенка годами, и складываться из интересов и увлечений.  Если вовремя акцентировать внимание на увлечениях, развивать свои  таланты  и навыки, то в юношеском возрасте не возникнет проблем с определением будущей профессии.

Перед выбором будущей профессии  нужно обращать внимание:

  • Любимые занятия
  • Творческие навыки
  • Сфера углубленного интереса
  • Желание посвящать занятию большую часть свободного времени

По итогам исследования были разработаны методические рекомендации, которыми могут воспользоваться преподаватели,родители и сами школьники.

 

Список использованных источников:

  1. Агаджанян Н. А. Основы физиологии человека: учебник / Н. А. Агаджанян. – М.: РУДН, 2015.-246с.
  2. Аракелов Г.Г.-Учителям и родителям о психологии подростка.
  3. Климов Е.А. - Психология профессионального самоопределения. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 304 с.]
  4. Климов Е.А. - Развивающийся человек в мире профессий. - Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Обнинский гор. психол. центр "Детство". - Обнинск: изд-во "Принтер", 1993. - 68 с.
  5. Обухова Л.Ф. - Возрастная психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.)
  6. Раен А.А. Психология подростка. Учебник. Под редакцией членакорреспондента РАО А.А.Раена- СПб.:- .: «прайм-ЕВРО-ЗНАК»,2003.-480с.
  7. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/51764/

 

 

Оригинал работы: Влияние личностных характеристик на выбор профессии в юношеском возрасте




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*