Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПоступление в образовательное учреждение СПО обучающегося с ограниченными возможностями здоровья сопровождается переходом в новую систему образования, новую социальную среду, появлением ряда проблем, связанных с успеваемостью, самоорганизацией. Проблема адаптации, в педагогической теории и практике обучения и воспитания обучающихся среднего профессионального образования, остается до конца неизученной. В работах Федотовой Л.А, Юрьевой О.В., Шигапова Д.К., Парахонского А.П. и др., раскрываются отдельные аспекты становления профессиональной адаптации обучающихся с ОВЗ.
Актуальность избранной темы определяется её недостаточной теоретической и практической разработанностью, а также необходимостью раскрытия особенностей социально-психологической адаптации обучающихся с ОВЗ в образовательном учреждении. В современной научной литературе по проблеме адаптации существует три подхода:
- социально - доминирующий, который признает преобладание воздействия среды над индивидом;
- личностно - доминирующий, который признает преобладание подчиненности внешней среды индивиду;
- бидоминантные (двухсторонние трактовки), которые признают равнозначность воздействия обеих сторон адаптации (субъекта и среды) друг на друга.
В условиях колледжа актуальным является биодоминантный подход, который используется для анализа процессов социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Социально-психологическая адаптация обучающихся с ОВЗ к условиям колледжа включает следующие виды:
1) адаптацию к учебному процессу, который во многом отличается от обучения в коррекционной школе. Между преподавателем и обучающимся зачастую возникает барьер из-за различия в методах обучения в коррекционной и профессиональной школах. Новая обстановка во многом обесценивает приобретённые в коррекционной школе способы усвоения материала. Необходимым условием успешной деятельности обучающегося с ОВЗ является освоение новых для него особенностей учёбы в техникуме, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой.
2) адаптацию к новому коллективу. Обучающемуся важно определить «своё место в колледже», завоевать авторитет и уважение однокурсников и одногрупников.
3) адаптацию к избранной профессии. Приобщение к её требованиям, работа по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.
4) адаптацию к новым условиям жизни: самостоятельной организации учёбы, быта, передвижения, свободного времени.
5) адаптацию к новым отношениям с родителями, опекунами т.к. подросток становится постепенно независимой личностью.
Беседы с обучающимися с ОВЗ, с субъектами образовательного процесса позволяют выделить основные причины, вызывающие трудности адаптации к обучению:
это особое отношение к себе, к своим возможностям и способностям, к своей деятельности и её результатам. Учебная деятельность предполагает высокий уровень контроля, который базируется на правильной оценке своих действий и возможностей. Для того, чтобы обучающийся был способен адаптироваться к изменившимся условиям его жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Обучающиеся с отрицательной самооценкой склонны в каждом деле находить непреодолимые препятствия, у них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к учебной деятельности, трудно сходятся с одногрупниками, учатся с явным напряжением, испытывают трудности в овладении знаниями.
это плохо развитая способность к взаимодействию с другими людьми и, прежде всего, со сверстниками и педагогами. Обучающийся должен подчиняться новым правилам учебной жизни, новым требованиям. Многие правила идут вразрез с его непосредственными желаниями и побуждениями. Наблюдения показывают, что первокурсники с ОВЗ не всегда успешно овладевают знаниями не потому, что получили слабую подготовку в коррекционной школе, а потому, что у них не сформированы такие важные элементы обучения как способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, умение правильно распределять свое время для самостоятельной подготовки.
Важным условием адаптации обучающихся с ОВЗ служит среда образовательного учреждения, состоящая из предметных и производственных (учебных), социально-поведенческих (воспитательных), профориентационных (информационных) мероприятий, организованных на принципах сотрудничества и заинтересованности всех субъектов образовательного процесса.
Список литературы:
Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Ибрагимова Э.Э. Морфофункциональная адаптация студентов, обусловленная территориально-этническими факторами // Исследования в области естественных наук. - 2014, № 2 [Электронный ресурс]. - URL: http://science.snauka.ru
Федотова Л.А К вопросу о средствах адаптации студентов-первокурсников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015, № 43. - URL:http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sredstvah-adaptatsii-studentov-pervokursnikov/
Юрьева О.В., Шигапова Д.К. Условия успешной адаптации личности студента на начальном этапе профессиональной подготовки / Научное обозрение. – № 9. – 2014. – С.13
Оригинал работы: Особенности адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья в учреждении СПО
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.