Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ современных условиях глобализации, социально-экономического и культурного развития государств сфера туризма является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики, играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса, оказывает значительное влияние на ключевые отрасли экономики государств: транспорт и связь, строительство, гостиничный бизнес, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др., выступая своеобразным катализатором социально-экономического развития как отдельных регионов, так и государства в целом. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографический, природно-географический, социально-экономический, исторический, религиозный и политико-правовой. Значение туризма как источника валютных поступлений, расширения международных контактов, обеспечения занятости населения постоянно растет.
Анализируя зарубежный опыт создания и функционирования туристических кластеров, мы видим, что ТК – один из наиболее действенных механизмов развития внутреннего и въездного туризма, обладающий синергетическим эффектом системного развития как конкретного региона, так и государств в целом на основе получения кластерных результатов в экономике и социальной сферах. Позитивный зарубежный опыт, несомненно, заслуживает внимания, обобщения и творческого применения в российских условиях.
На современном этапе развития отечественной туристской отрасли активно идёт процесс кластеризации региональных индустрий туризма в субъектах РФ в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации». На сегодняшний день в Российской Федерации в рамках ФЦП реализованы/реализуются 63 проекта по созданию туристско-рекреационных кластеров. ТРК созданы/создаются в 41 регионе, к сожалению, ряд регионов не смотря на культурно-исторические и природные условия не включились в программу создания ТРК, наличие «белых пятен» на карте, на наш взгляд, серьёзно осложняет создание единых туристических маршрутов, например, для автомобильного туризма.
В силу специфики регионов при анализе данных прослеживается определенная направленность ТРК: лечебно-оздоровительный, деловой, спортивный, круизный и культурно-познавательный. Основываясь на данных социологических исследований, мы считаем, что востребованными будут и остальные виды туризма: сельский, событийный, гастрономический, экологический и образовательный.
Основная форма реализации всех ТРК это новое строительство зданий, сооружений, обеспечивающей инфраструктуры, реставрация/реконструкция культурно-исторических объектов, что позволяет не только сохранить уникальные объекты, но и привлечь туристов и финансовые потоки в регион.
Анализируя ожидаемые результаты создания ТРК, мы видим, что проекты носят долгосрочный эффект, позволяют создать значительное количество новых рабочих мест, увеличить приток посетителей в регионы и объем туристских услуг, а также объем услуг в смежных секторах и налоговые поступления в бюджеты всех уровней от оказания туристских услуг.
При анализе данных мы столкнулись с определенными трудностями – большинство регионов при заполнении заявок и отчетных документов используют общие фразы «создание в регионе современной туристской инфраструктуры, расширение возможностей рекреационного туризма, повышение конкурентоспособности территории на туристском рынке», зачастую не раскрывающие специфики собственных ТРК.
Сфера туризма – это достаточно рискованный сектор экономики, прибыль от создания ТРК носит отложенный характер, анализируя собранные нами данные мы видим, достаточно длительный срок окупаемости созданных объектов, однако, мультипликативный эффект, на наш взгляд, перевешивает все риски.
Таким образом мы видим, что ТРК – это эффективный механизм развития регионов, возможность получить целевые средства из федерального бюджета и привлечь к развитию экономики, социальной и культурной сферы субъекта РФ, частных инвесторов в рамках государственно-частного партнёрства. Наряду с развитием инфраструктуры туризма, совершенствованием системы подготовки кадров и проведением взвешенной и эффективной рекламной политики, кластерный подход позволяет активизировать деятельность региональных предприятий различных отраслей экономики для удовлетворения растущих потребностей в качественных туристских услугах при увеличении региональных туристских потоков.
Финансирование региональных ТРК из государственного бюджета позволяет оказать содействие субъектам Российской Федерации в разработке и продвижении туристских брендов России, регионов и отдельных туристских продуктов, сформировать имидж России как страны, благоприятной для туризма, привлечь в экономику и социальную сферу значительные частные инвестиции.
Реализация проектов ТРК, на наш взгляд, несомненно окажет мультипликативный эффект для целого ряда отраслей экономики субъектов РФ, выступит локомотивом для социально-экономического развития России в целом.
Оригинал работы: Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации.Туристические кластеры: проблемы и перспективы практической реализации
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.