Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Актуализация знаний – как этап современного учебного занятия

24.06.2019 60756 98381
Некрасова Елена Владимировна
Некрасова Елена Владимировна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж Старооскольский Технологический Институт им. А.А. Угарова

«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».

К.Д. Ушинский

 

В психологическом словаре понятие актуализации толкуется так:

Актуализация - это действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непосредственном воспроизведении.

В рамках модернизации образования перед педагогами поставлена задача ориентировать учащихся не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей.

В связи с этим использовать активные формы обучения с учётом индивидуальных способностей студентов.

Многие преподаватели полагают, что актуализация - это то же самое, что и опрос, "только термин новый". Значение самого слова "актуализация", говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, то есть "освежить" прежние знания и способы деятельности в памяти. Более того, актуализация означает и психологическую подготовку студента: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку (нетрудно заметить, как вплетается в этап актуализации мотивационная структура).

Цель этапа – получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания. С первых минут урока необходимо включить студентов в активную учебную деятельность (энергичное, деловое начало, постановка проблемных вопросов, заданий, решение познавательных заданий и пр.). Это создаёт условие для активности и самостоятельности учеников на протяжении всего занятия. Содержание домашнего задания, его результаты целесообразно проверять фронтально, при активном участии всех студентов группы. В начале урока иногда используют кратковременные письменные работы, тестовые задания. Письменный опрос целесообразно сочетать с устным.

Дидактическая структура современного занятия состоит из трех этапов:

  1. Актуализация опорных знаний и способов действий (что значит не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и их применение в новой ситуации, стимулирование познавательной активности учащихся, контроль преподавателя).
  2. Формирование новейших понятий и способов действий (в значении более конкретном, чем “изучение нового материала”).
  3. Применение знаний, формирование умений и навыков (включающее повторение и закрепление).

Все 3 этапа в разной степени решаются на каждом занятии, независимо от его типа и вида. Поэтому дидактическая структура занятия является общим предписанием, общим методом организации современного урока.

Актуальность – означает (от позднелатинского actualis- фактически существующий, настоящий, современный) важность, значительность чего - либо для настоящего момента, современность, злободневность.

Значение актуализации:

-сделать знания актуальными, нужными в данный момент, то есть "освежить" прежние знания и способы деятельности в памяти

Актуализация означает психологическую подготовку студента:

-сосредоточение внимания,

-осознание значимости предстоящей деятельности,

-возбуждение интереса к уроку.

Значение актуализации:

-сделать знания актуальными, нужными в данный момент, то есть "освежить" прежние знания и способы деятельности в памяти

Актуализация означает психологическую подготовку студента:

-сосредоточение внимания,

-осознание значимости предстоящей деятельности,

-возбуждение интереса к уроку.

Актуализацию смыслов познания целесообразно осуществлять путем использования заданий, удовлетворяющих ряду требований:

  1. При отборе содержания заданий важно, чтобы оно не только удовлетворяло актуализации необходимых для познания нового опорных знаний и способов действий, но и имело факты окружающей жизни, быта учащихся.
  2. Важно, чтобы задания были связаны с личным познавательным опытом студента, при этом опорные знания и способы действий должны быть в структуре этого опыта, так как это будет порождать у учащегося чувство успеха и собственной значимости, что связано с его самоутверждением
  3. Целесообразно, чтобы задания приводили учащихся к пониманию предела имеющихся знаний: моих знаний недостаточно, чтобы ответить на интересующий меня вопрос.
  4. Задания могут побуждать к анализу и осмыслению имеющихся знаний связанных с жизнью и способов познания ее (субъектного опыта).
  5. Задания могут обострять противоречия между имеющимися знаниями и фактами обыденных и научных представлений.[2]

Приемы, помогающие активизировать процесс познания и повысить его самоценность:

- создание проблемных ситуаций;

- создание ситуации преодоления обыденности;

- дидактические игры, аналогии, задачи с жизненно-практическим содержанием;

- показ парадоксальных опытов;

- выдвижение гипотез;

- раскрытие красоты «интеллектуальных прорывов», сравнение их объяснительных и прогностических возможностей;

- выдвижение конкурирующих гипотез;

- проведение систематизации жизненных наблюдений; наблюдения и эксперименты;

- использование высокоэффективных технологий обучения; ознакомление с методами экспериментальной науки;

- рассказ об истории научных революций и озарениях

Способы актуализации знаний:

  1. Один из таких способов - это проверка знаний при помощи кроссвордов.
  2. Тестирование

Чаще всего актуализацию знаний учащихся в начале урока преподаватель проводит либо в виде опроса, либо в виде проверочной самостоятельной работы, либо призывами «вспомнить», «подумать», «предложить».

Однако наиболее эффективными способами могут стать приемы и техники ТРИЗ и ТРКМ.

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач.

«Цель ТРИЗ: опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме.»[1]

Автор ТРИЗ - Генрих Саулович Альтшуллер

Мышление, предполагающее проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения.

Приемы и техники, которые можно использовать для достижения поставленных целей:

Приём интерактивного обучения.

Студенты называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Приём «До-После»

Описание: прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.

Формирует:

- умение прогнозировать события;

- умение соотносить известные и неизвестные факты;

- умение выражать свои мысли;

- умение сравнивать и делать вывод.

В таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.

Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.

Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.

Стратегия “Вопросительные слова”.

Универсальный прием ТРКМ (технология развития критического мышления), направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.

Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

Приём «Согласен – Не согласен»

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить студентов в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.[3]

Формирует:

- умение оценивать ситуацию или факты;

- умение анализировать информацию;

- умение отражать свое мнение.

Студентам предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».

Формы работы для активизации знаний студентов.

  1. Обязательный текущий контроль знаний по теме предыдущих занятий или только что проведенного на начало урока или (и) его конец:

- фронтальный опрос

- коллективный опрос (всевозможные виды письменных проверочных работ: мини тесты, экспресс диктанты и т.д.)

Данный этап предполагает подготовку мышления студентов к мыслительной деятельности: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

 

Список использованных источников:

  1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 2015.
  2. Скоробогатова Г. Г. «Проблемная, проектная, модульная и модульно-блочная технологии в работе учителя.»-М.МИОО,2016
  3. Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М.: Смысл; ИП РАН, 2015.

Оригинал публикации: Актуализация знаний – как этап современного учебного занятия




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*