Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности преподавания естествознания у студентов непрофильных специальностей

15.05.2019 196 468
Крымова Елизавета Сергеевна
Крымова Елизавета Сергеевна, преподаватель

Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею

Изучение студентами  непрофильных (спортивных) специальностей учебной дисциплины «Естествознание» сопровождается вполне ожидаемыми трудностями. Наиболее значимой из них является их скептическое отношение к данному предмету.  Кроме того, немаловажную роль играет низкий уровень школьной подготовки, обусловленный спецификой спортивной направленности будущих студентов.

В то же время, можно отметить, что абсолютной неспособности к изучению естественнонаучных предметов на самом деле нет. Любой студент обладает всеми необходимыми способностями успешно (в той или иной степени) для овладения заданным программой курсом естествознания  при организации правильного подхода к его изучению.

Таким образом, существует необходимость в такой организации процесса изучения естествознания на непрофильных (спортивных) специальностях. Данный подход позволил бы учесть особенности данной категории обучающихся.

Спортсмена характеризуют:

1.Всестороннее физическое развитие, достигнутое на базе совершенствования в процессе спортивной деятельности жизненно важных физиологических функций организма;

2.Высокая степень общей работоспособности организма;

3.Выдающаяся (по сравнению с обычным средним уровнем) способность владения собственным телом, выражающаяся в совершенстве двигательных навыков, умений и сопутствующих им способностей — силы, выносливости, быстроты и координированности движений;

4.Высоко развитые процесс ощущений, особенно мышечно-двигательных и зрительных, а также процессы восприятия; повышенная способность подмечать и выделять существенные для выполняемой деятельности моменты в окружающей среде и в собственных движениях и действиях;

5.Способность выполнять требуемые движения по представлению с соблюдением необходимой их точности и эффективности;

6.Разностороннее развитие процессов внимания – его объема, сосредоточения, распределения, устойчивости и длительности, и в связи с этим высокая степень наблюдательности и ориентировки в окружающей среде;

7.Наглядно действенное и оперативное мышление, непосредственно проявляющееся в выполняемой деятельности и являющееся важным фактором ее результативности;

8.Хорошо развитая зрительная и мышечно-двигательная память.

9.Разностороннее развитие эмоциональных сторон личности;

10.Большой опыт переживания различных эмоциональных состояний и чувств, связанных с активными проявлениями личности; развитая способность управлять своими эмоциональными состояниями;

11.Положительные волевые стороны личности, способность к затрате максимальных волевых усилий для достижения требуемой цели; умение быстро ориентироваться и принимать правильные решения в ситуациях, требующих немедленных активных действий;

12.Морально-волевые качества личности: дисциплинированность, решительность, смелость, мужество, готовность к преодолению больших объективных и субъективных трудностей;

13.Такие социально-психологические качества личности, как общительность, чувства дружбы и товарищества, взаимопомощи, отзывчивости и уважения к другим людям;

14.Способность правильно оценивать действия других людей и свои собственные действия, умение прогнозировать их эффективность.

В соответствии с вышеизложенным представляется целесообразным строить учебный курс с опорой на субъективный опыт, исходя из актуальной потребности в конкретных знаниях, а также используя активные методы обучения. Кроме того, при определении содержания лекций и  практических занятий необходимо подбирать материал, имеющий специализированный характер спортивного профиля различных направлений.

При построении обучения для учащихся специальностей спортивного профиля, необходимо усилить идейную сторону преподавания естествознания и ослабить рутинную техническую сторону. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что сама дисциплина имеет огромный гуманитарный потенциал и ее изучение необходимо для формирования правильной картины мира.

Так, при изучении раздела «Естествознание – наука о природе», студенты получают представление о естествознании как науке, его предмете и объекте изучения, истории возникновения и развития. Далее с помощью наводящих вопросов они определяют для чего именно им необходимо его изучать и где могут пригодиться полученные знания.

Раздел «Основы биологии» дает возможность более широкого использования практикоориентированного подхода. В наиболее полной мере он реализуется на практических занятиях при изучении тем «Наследственная информация и реализация ее в клетке. Наследственность и изменчивость» и «Человек».

Приведем примеры задач, которые можно использовать при изучении темы «Наследственная информация и реализация ее в клетке. Наследственность и изменчивость».

Задача 1.

Два товарища пошли в поход. Один поднялся высоко в горы, другой – остался на равнине. У первого количество эритроцитов в крови увеличилось, у второго – осталось неизменным. Объясните причину данного явления и определите тип изменчивости.

Задача 2.

У человека близорукость доминирует над нормальным зрением, а карий цвет глаз – над голубым. Единственный ребенок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение. Установить генотипы всех членов семьи.

Задача 3.

Какие группы крови может иметь ребенок, если у отца она четвертой группы, резус положительная, у матери – первой группы, резус отрицательная?

При изучении раздела «Человек» представляется целесообразным использовать активные формы организации учебной деятельности – проблемное обучение, постановка ситуационных задач. Практические и лабораторные работы данного раздела носят практикоориентированный характер и могут в дальнейшем применяться студентами в трудовой деятельности.

Приведем примеры практических и лабораторных работ.

Практическая работа «Изучение особенностей работы пищеварительной системы человека».

Прочитайте теоретический материал и решите задачи:

  1. Если долго жевать черный хлеб, можно почувствовать сладкий вкус. Объясните, почему это происходит?
  1. Верно ли утверждение, что употребление семечек с шелухой может стать причиной аппендицита? Почему?
  1. Объясните, почему тонкий кишечник является наиболее важных отделов пищеварительной системы.
  1. У человека наблюдается острая боль в области живота. Опишите порядок ваших действий?
  1. У взрослого человека не усваивается молоко и молочные продукты. Объясните причину данного явления.
  1. Почему нельзя разговаривать во время еды?
  2. У человека удалена поджелудочная железа. Как это отразится на пищеварении?
  3. В чем заключаются особенности пищевого режима спортсменов?

Лабораторная работа «Изучение особенностей работы опорно-двигательного аппарата человека»

Лабораторная работа включает в себя проведение трех экспериментов. Допускается для каждого эксперимента выбрать одного испытуемого.

 

Оригинал работы (Читать работу полностью): Особенности преподавания естествознания у студентов непрофильных специальностей 

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*