Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Опыт эффективных подходов и технологий при изучении истории

12.04.2019 310 574
Чистикова Лариса Николаевна
Чистикова Лариса Николаевна, преподаватель

Новгородский областной колледж искусств им. С.В. Рахманинова

 

История ничему не учит, 

а только наказывает за незнание уроков 

В. О. Ключевский

 

С незапамятных времён люди, используя методы проб и ошибок, интуицию, опыт, знания, умения, которые накапливали в конкретных ситуациях жизни, создавали алгоритм выработки лучших решений в различных областях своей  жизнедеятельности. Принятие решения при планировании конкретной лекции – проблема сложная, сопряжённая с многообразием альтернатив и ограниченными возможностями в связи с малым количеством часов по дисциплине «История», в составе общеобразовательных учебных дисциплин по специальностям среднего профессионального образования. Как общественно-гуманитарная дисциплина, она сосредотачивает  в себе не только различные исторические эпохи, но и отражает государственные приоритеты и ценности, включает  анализ неоднозначных и спорных вопросов. Как научить студентов овладеть приемами и навыками исторического анализа различных  источников и сформировать  историческое мышление?

Из собственного опыта преподавания дисциплины могу предложить несколько эффективных подходов и технологий.

  1. Своим студентам я часто говорю: «Представьте себе, что вы читаете не о каком-то далеком Петре I или Екатерине II, царе Соломоне или  Перикле, а о своих друзьях, или о человеке, живущем рядом в  квартире, на соседней улице. Если  вы будете воспринимать историю как реальную действительность, то станет интересно: что делали эти люди, почему, как учитывали в своих поступках и решениях уже произошедшие события? И потом,  история такая  забавная штука, что если знать историю, своей страны, своего края, то можно объяснить многие события, которые на первый взгляд кажутся странными в мировом масштабе. Потому что все события в истории – взаимосвязаны! И одно событие не произойдет, если до этого не случится другое».
  2. Включение в урок проблемно-творческих задач формирует умения и навыки мыслительной деятельности, организует  исследовательскую деятельность студентов,  вооружает  их методами критического оценивания исторических ситуаций. В основу аналитической деятельности студентов  ложатся сравнения, поиск общего и отличного, определение причин и возможных последствий исторических явлений, поиск исторических хроник.
  3. Организуя деятельность студентов, делаю акцент на право собственного суждения, собственную оценку. Но она должна базироваться на глубоком изучении исторических фактов, их взаимосвязи, на их аргументацию в рамках исторической логики.
  4. Преподаватель должен уметь пользоваться современными методиками и образовательными технологиями, чтобы говорить  со студентами на одном языке, так как они живут в мире символов и знаков, в мире электронной культуры. Создание электронных ресурсов, использование информационных технологий позволяют сделать каждый урок неповторимым, а студента активным участником в процессе получения новых знаний.

Для примера описанных подходов рассмотрим разработку темы: «Экономическая политика большевиков  - Военный коммунизм и НЭП ».

Группа студентов заранее поделена на 3 подгруппы, которые получили опережающее исследовательское задание с подготовкой презентации:

  1. Политика военного коммунизма и ее последствия.
  2. Политика НЭП и ее последствия.
  3. Культурная революция и отношения с церковью в 20-30ег.г.

Время выступления ограничено 10 - 15 минутами. В ходе выступлений всеми студентами заполняется таблица в конспектах, которая может быть откорректирована в ходе последующих обсуждений и выработки общего мнения. Итоговая сравнительная таблица выглядит следующим образом.

 

Таблица 1 – Сравнительный анализ двух государственных политик в первые годы советской власти

Показатель

Военный коммунизм (1918-1921г.г.)

НЭП (1921-1929г.г.)

Основная

экономическая задача

 

- непосредственный переход к коммунистическому производству и распределению;

- преодоление голода и тягот военного положения

- построение социализма

Меры в области сельского хозяйства

- введение продразверстки;

- централизованное распределение продовольствия  (потребительские коммуны и кооперативы)

- замена продразверстки продналогом;

- отмена централизованного распределения продовольствия, возвращение к свободе торговли хлебом и др.;

- ограниченное разрешение аренды земли и найма рабочих;

- развитие системы сельской кооперации

Меры в области промышленного производства

-национализация всей промышленности;

- сверхценрализация управления промышленностью

- поощрение частного и смешанного капиталов;

- расширение самостоятельности госпредприятий, хозрасчет, самоокупаемость;

- концессии;

- учреждение Госплана

Меры в области товарно-денежных отношений

-запрет(ликвидация) свободной частной торговли, свертывание товарно-денежных отношений;

- бесплатность коммунальных услуг, проезда на транспорте;

- введение карточек

- свобода частной торговли;

- введение платы за услуги;

- финансовая реформа;

- создание банковской системы

Меры в области трудовых отношений

- всеобщая трудовая повинность

«кто не работает, тот не ест»;

- уравнительная натуральная оплата труда рабочих и служащих

-ликвидация уравнительной оплаты труда, замена натуральной оплаты денежной

 

Таким образом, технологии исследований, использование информационных и коммуникационных технологий на занятиях по дисциплине «История» позволяет научить студентов:

  • самостоятельно анализировать исторические ситуации;
  • формировать умение принимать оптимальные решения;
  • объяснять исторические явления, их причины и взаимосвязь;
  • учить пользоваться разными источниками информации;
  • оформлять наблюдения и выводы;
  • отсекать второстепенные события, факты, явления;
  • получить максимально возможный для студентов объем материала.

Следует отметить, что даже большой профессиональный опыт педагога не позволяет добиться необходимого результата из-за недостаточного количества отведенных часов. Например, можно говорить о недостаточном изучении таких важных тем в истории России, как «Первая мировая война», «Вторая мировая война», «Великая Отечественная война 1941-1945г.г.». В лучшем случае, на изучение этих тем на занятиях отводится 2-6 часов. И имеем ли мы право говорить о том, молодежь плохо знает историю самых кровопролитных войн в истории нашей страны и в истории человечества? Поэтому еще одним важным выводом статьи является убеждение, что история должна изучаться в большем объеме учебных часов.

 

Оригинал работы: Опыт эффективных подходов и технологий при изучении истории




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*