Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Практико-ориентированный подход в информатике

14.03.2019 122 157
Макаренко Татьяна Михайловна
Макаренко Татьяна Михайловна, преподаватель

Новокузнецкий строительный техникум

В соответствии с требованиями ФГОС, современный преподаватель выстраивает процесс обучения, не только как процесс усвоения знаний, умений и компетенций, составляющих основу учебной деятельной, но и как процесс развития личности. Задача педагога – усилить мотивации к познанию, заинтересовать аудиторию в предмете, который он преподает. На это и нацелен практико-ориентированный подход.

Данная технология не только способствует мотивированию обучаемых на приобретение практических навыков или профессиональной компетентности, но так же дает опыт практической деятельности. В системе общего образования под опытом деятельности подразумевается в большей степени опыт учебно-познавательной деятельности. А само приобретение опыта осуществляется в рамках традиционной дидактической триады “знания – умения – навыки” путем формирования у обучающихся практических умений и навыков. При практико-ориентированном подходе традиционная модель дополняется новой дидактической единицей: знания - умения - навыки - опыт деятельности, что позволяет сформировать компетентность.

В содержании образования в рамках компетентностного подхода усиливаются практический, межпредметный, прикладной аспекты образования, то есть в структуре содержания компетентностного образования знаниевый компонент выполняет не главную, а ориентировочную роль, при этом знания носят практико-ориентированный, межпредметный характер.

Пракико-ориентирванный подход позволяет не просто передать студентам максимум полезных знаний, но и явлется своеобразным трамплином развития в целом, помогает ориентироватьтся в жизни и строить ее с учетом индвидуальных особенностей. Положительный результат достигается за счет того, что у обучающегося складывается заинтересованное отношение к учебному процессу и исследуемому предмету.

Преподаватель планирует работу на уроке таким образом, чтобы деятельность обучающихся была максимально результативной, передавая им только лишь действительно востребованные данные. Такой подход явлется очень удачным, за счет того, что содержание сочетается и в аспектах логики, и эмоционального, и образного наполнения процесса. Студенты, получающие новые сведения в соответствии с практико-ориентированным подходом, получают реальный опыт применения полученного, они могут убедиться на своем опыте в том, что новая информация помогает решать актуальные проблемы и задачи, связанные с учебной или будущей профессиональной деятельностью.

Данная технология обучения так же позволяет заложить фундамент общественной мобильности и новшествам в профессиональной сфере, поскольку с самого начала обучающиеся понимают, что окружающая среда и личность могут существовать в продуктивном балансе.

Согласно исследованиям, практико-ориентированного задания позволяют развить процесс воспитания и передачи полезной информации слушателям. Интерес к познанию, при таком подходе, стоек и высок, одновременно растет уровень качества усваиваемых данных, упрощается формирование обучающегося как полноценной личности с учетом нюансов культуры потребления, в которой вынуждены существовать современные люди, и как следствие, студенты приобретают навыки практической реализации.

Применение практико-ориентированного обучения, как считают аналитики, дает доступ к обширным возможностям обучения и образования. Использование такого подхода помогает передавать новым поколениям самые востребованные данные, не сомневаясь в качестве их усвоения. Планируя ход урока, следуя правилам описываемой методики, педагог должен отбирать только такой материал, подача которого возможна в формате равного диалога, в котором студент становится полноценным собеседником и партнером, способным и имеющим полное право принять некоторое решение. При выборе материалов нужно помнить: подходят лишь сведения, повышающие практические аспекты образовательного процесса. Так же следует помнить об индивидуальности каждого участника группы.

В современном обществе развитие и использование компьютерных технологий позволяет говорить о том, что информатика является одной из фундаментальных наук. Одной из особенностей данной дисциплины является ее прикладная сторона: в любой предметной области прослеживаются аспекты, связанные с информационными процессами. Это утверждение положено в основу системы практико-ориентированного обучения. При таком подходе к обучению приоритет отдается тем учебным задачам, которые формируют способность у учащихся уметь видеть своё применение, и самим использовать эти знания в учебной и профессиональной деятельности.

Именно применение компьютерных технологий позволяет использовать информационные ресурсы (научные знания, открытия, изобретения, архивы, банки данных и др.) наиболее эффективно: современные технические средства позволяют максимально повысить скорость выполнения отдельных операций, сократить время, повысить качество расчетов, улучшить информационное обслуживание.

Информационные технологии позволяют оптимизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества, ведь развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества. А объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности, а главным образом информация.

Очень часто информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий. Характерными примерами могут служить системы автоматизированного проектирования промышленных изделий, гибкие автоматизированные и роботизированные производства, автоматизированные системы управления технологическими процессами и т.п.

Обеспечение информационного взаимодействия между людьми, распространение массовой информации - электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды телекоммуникационной связи - так же не обходится без компьютерных технологий.

Использование информационных технологий при обучении, оказалось весьма эффективно для систем самообразования, продолженного обучения, а также для систем повышения квалификации и переподготовки кадров. То есть можно сказать, что информационные технологии охватывают сегодня большую область в процессе интеллектуализации всего общества, его культурного развития и системы образования в целом.

Таким образом, свойства и особенности информационных технологий в конечном итоге имеют стратегическое значение для развития общества, их необходимо учитывать при проектировании автоматизированных информационных систем, и как следствие, работая с компьютерными технологиями в учебном процессе показывать студентам взаимосвязь компьютерных технологий с будущей профессиональной деятельностью.

Как же я реализую идею практико-ориентрованного подхода на своих уроках?

На 2 курсе студенты не всегда четко представляют себя на «рабочем месте», но зато осознают, что им предстоит выполнение курсовой работы, которая должна быть сделана в текстовом процессоре с соблюдением определенных требований. Мною давно отмечено, что обучающиеся успешно выполняют отдельные задания в Word, но сталкиваются с проблемами, когда нужно отдельные элементы объединить в одном документе. Поэтому для студентов-второкурсников мною была разработана комплексная работа в текстовом процессоре Word, включающая:

Работу с разделами документа. Здесь студенты учатся применять различное оформление на листах одного документа. Так, согласно требованиям к оформлению курсовых и дипломных работ, титульный лист оформляется без рамки и штампа, лист с содержанием должен иметь рамку со средним штампом и основная часть – рамка с малым штампом.

Создание рамки и штампа: работа с оформлением страницы, колонтитулами и таблицами.

Составление автоматического оглавления документа. Кроме того, что студенту не приходится набирать содержание вручную, данный навык позволяет быстро и легко скорректировать оглавление при редактировании документа.

Работа со стилями: применение готовых стилей, редактирование и создание собственных. Данный навык позволяет сэкономить время при работе над курсовым или дипломным проектом, а также грамотно и профессионально оформить свой труд.

Так же следует отметить метод проектов, который как нельзя лучше отражает практико-ориентированный подход, т.к. в его основу положена идея, состав­ляющая суть понятия «проект», его направлен­ность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной прак­тической деятельности.

При использовании проектной технологии каждый студент учиться самостоятельно находить и использовать информацию для решения как познавательных, так и практических задач, учатся анализировать факты, делать выводы, заключения. И именно то, что прошло через индивидуальные усилия, усваивается наиболее эффективно. Развитие познавательных, творческих навыков обучающихся лежит в основе метода проектов.

Многообразие сфер применения информационных технологий также усиливает познавательную активность, интерес, мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению. Для работы над проектом студентам обязательно понадобятся компьютерные технологии: начиная от поиска информации по заданной проблеме и заканчивая представлением проекта. То есть студент одновременно осваивает новый материал и учится или закрепляет свои знания по информатике.

Работая с программой PowerPoint мною был предложен студентам 2 курса междисциплинарный проект: создать интерактивный плакат на одну из тем профильной дисциплины. Программа для создания слайдов обучающимся довольно хорошо знакома, а вот над наполнением плаката пришлось потрудиться, поскольку материал еще не был изучен.

Итак, практико-ориентированный подход позволяет получить необходимый минимум профессиональных знаний, умений, навыков, опыт организаторской работы, в том числе приобретение навыков самодисциплины, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными. А информатика, на мой взгляд, именно та дисциплина, которая позволяет его реализовать максимально эффективно.

 

Источники информации:

Особенности информационных технологий [Электронный ресурс] // https://studopedia.ru/5_151977_osobennosti-informatsionnih-tehnologiy.html

Практико-ориентированный подход в обучении: технологии, цели и задачи [Электронный ресурс] // http://fb.ru/article/438294/praktiko-orientirovannyiy-podhod-v-obuchenii-tehnologii-tseli-i-zadachihttp://fb.ru/article/438294/praktiko-orientirovannyiy-podhod-v-obuchenii-tehnologii-tseli-i-zadachi

Сущность практико-ориентированного обучения [Электронный ресурс] // https://studopedia.su/20_75136_sushchnost-praktiko-orientirovannogo-obucheniya.html

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения [Текст]: методическое пособие / Л. Н. Вавилова, М.А. Гуляева – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2012. – … с. 308

 

Оригинал работы:

Практико-ориентированный подход в информатике




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*