Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование кейс- технологии при изучении психологии в системе среднего- профессионального образования

25.01.2019 1057 3530
Полоскова Елена Анатольевна
Полоскова Елена Анатольевна, преподаватель

Киренский профессионально-педагогический колледж

С введением ФГОС СПО меняются требования к образовательным результатам, и значит к процессу их формирования и измерения у студентов.

Важно организовать систему подготовки компетентных специалистов, способных отвечать большинству требований работодателя. При этом работодатель чаще предъявляет требования к молодому специалисту, относящиеся к общим компетенциям: работать в команде, принимать самостоятельные решения, мобильно перестраиваться, ставить и решать новые профессиональные задачи.

Считаем, что обучение бывает наиболее эффективным, если студенты:

-активно включаются во взаимоотношения с другими участниками образовательного процесса;

-получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала;

-могут практически подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в ближайшее время в жизни и профессиональной деятельности;

- имеют возможность допускать ошибки, при условии, что они не получают за это негативной оценки, и в ходе общего обсуждения вопроса может быть найдено его наиболее оптимальное решение.

Чтобы получить статус профессионального знания, информация должна усваиваться в контексте собственного практического действия студента. Важно, чтоб оно было максимально приближенным к ситуациям будущей реальной профессиональной деятельности.

Одним из путей решения обозначенной проблемы и реализации этих задач является внедрение новых эффективных методов обучения, в том числе и кейс-технологии.

В переводе с англ. «кейс» означает портфель; дипломат, кейс. Кейс-метод (case-study) – это техника обучения, использующая описание реальных ситуаций (от англ. case — «ситуация, случай»).

Выделяют следующее этапы решения кейсов:

-знакомство с ситуацией, ее особенностями;

-выделение основной проблемы (основных проблем);

-предложение способов решения проблемы («мозговой штурм»);

-анализ последствий принятия того или иного решения;

-решение кейса: предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.

Методы кейсов очень разнообразны и существует классификация по разным признакам. Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают:

-иллюстративные учебные ситуации - кейсы, цель которых -на определенном практическом примере обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;

-учебные ситуации - кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса- диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

-учебные ситуации-кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения и т.д.; цель такого кейса — самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;

-прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса — поиск возможных путей решения проблемы.

Работа с кейс- методами предполагает возможное сочетание с различными методами обучения, некоторые из них представлены в Таблице.

Таблица.

Взаимодействие кейс- технологии другими методами обучения

Метод обучения

Характеристика его роли в кейс- технологии

Моделирование

Построение модели ситуации

Системный анализ

Системное представление и анализ ситуации

Мысленный эксперимент

Способ получения знаний о ситуации посредством ее мысленного преобразования

Методы описания

Создание описания ситуации

Проблемный метод

Представление проблемы, лежащей в основе ситуации

Метод классификации

Выделение признаков классификации

Игровые методы

Представление вариантов поведения героев ситуации

«Мозговая атака»

Генерирование идей относительно ситуаций

Дискуссия

Обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения

В русле практикоориентированного обучения содержание кейса должно быть максимально приближено к реальной профессиональной деятельности будущего специалиста, отражать педагогические ситуации, возникающие в повседневной практике.

В связи с этим источниками кейса могут выступать видеозапись урока или воспитательного мероприятия (или его фрагмента), методическая разработка урока, внеклассного мероприятия, родительского собрания и т. п.; педагогическая ситуация, описанная учителями или наблюдаемая студентами в период практики (или видеозапись случая), фрагмент документального или художественного фильма и т. д. Практика в учебном заведении может быть ресурсом для создания банка таких материалов.

Основные требования, предъявляемые к описанию случая, следующие:

-он должен быть приближенным к действительности и позволять установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом студентов;

-ситуация, составляющая основу кейса, должна быть актуальной для сегодняшнего дня, содержать как типичные, так и частные проблемы;

-проблема должна быть обозреваемой и решаемой в условиях временных рамок, знаний и способностей студентов;

- ситуация должна соответствовать дидактическим целям самостоятельной работы;

- случай должен допускать различные варианты решения, давать возможностей для проявления творческих способностей.

Задания кейса могут быть следующими:

-проанализировать содержание заданий, которые учитель дает детям на уроке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; а так же с точки зрения формирования УУД;

-проанализировать методы, приемы обучения, эффективные для запоминания информации;

-выделить факторы эффективности и неэффективности методов выбранных способов проверки результатов учебной деятельности учащихся,

-умение анализировать учебную деятельность и делать обоснованные выводы,

-приготовиться продемонстрировать фрагмент урока с целью познавательного развития детей;

-разработать методические рекомендации для учителя или родителей с учетом индивидуальных (темперамент, характер, эмоции, воля, особенности познавательных процессов) и возрастных особенностей ребенка;

-составить советы, рекомендации по развитию способностей ребенка в учебной и внеучебной деятельности и др.

При разработке критериев оценки результатов обучения с помощью метода кейсов необходимо четко определить, какие компетенции будут формироваться и, соответственно, оцениваться. К критериям оценки могут относиться, например, умение планировать, способность работать в команде, умение выстраивать стратегию решения, аргументированность выбранных вариантов решения, адекватность используемых источников информации, способность находить оригинальные продуктивные решения, умение применять закономерности и принципы обучения и воспитания при решении кейса, знание возрастных особенностей и способность их учитывать в конкретной ситуации и т. д. Важно, чтобы студенты до начала работы познакомились с критериями оценки выполнения кейса.

Несомненно, требуется тщательная проработка содержания и способов предъявления кейса обучающимся, планирование педагогического сопровождения самостоятельной работы с кейсом, методическое и информационное обеспечение самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов.

Педагогический потенциал кейс-метода гораздо больше, чем у традиционных методов обучения. Преподаватель и студент здесь постоянно взаимодействуют, выбирают эффективные формы поведения; их мнения и действия могут сталкиваться друг с другом, они учатся мотивировать их, аргументируя моральными нормами.

Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации способствует формированию у участников обсуждения аналитических способностей, возможности применить теоретические знания к решению практических задач. Разбор ситуаций помогает совершенствовать социальный интеллект, т.е. способности правильно понимать поведение людей; формировать навыки общения, необходимые для успешного межличностного взаимодействия; развивать гибкость мышления (способность находить нестандартные и оригинальные решения). Использование данного метода создает возможность для развития навыков самоанализа, саморазвития и самосовершенствования будущего специалиста.

 

Литература:

Камбалина Н.Э. Современные образовательные технологии. Технология разработки кейсов. Кемерово, 2017.

Михайлова Е.А. Кейс и кейс- метод: процесс написания кейса//Школьные технологии.- 2005.- №5.с. 106-116.

 

Оригинал работы:

Использование кейс- технологии при изучении психологии  в системе среднего- профессионального образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*