Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация и управление самостоятельной аудиторной работой студентов при изучении профессионального модуля в ГПОУ ТО «ТГКСТ» (из опыта работы)

21.01.2019 216 401
Абрамова Евдокия Ивановна
Абрамова Евдокия Ивановна, преподаватель

Тульский государственный коммунально-строительный техникум

В статье рассмотрены методы организации и управления самостоятельной аудиторной работой студентов при изучении профессионального модуля геологической специальности в образовательной организации.

Ключевые слова: самообразование, саморазвитие, общие и профессиональные компетенции, формы организации самостоятельной работы, кейс-технологии, самоконтроль, рефлексия, повышение мотивации к выбранной профессии.

В техникуме специальность 21.2.09 «Гидрогеология и инженерная геология» изучается с 2000 года. Тема «Инженерная геология» входит в состав междисциплинарного курса МДК.01.03 «Ведение технологических процессов инженерно-геологических исследований» профессионального модуля ПМ.01 «Ведение технологических процессов гидрогеологических и инженерно-геологических исследований при поисково-разведочных работах».

Данная тема изучается на старших курсах указанной специальности. Роль преподавателя в основном заключается в организации самостоятельной работы с целью приобретения студентом общих и профессиональных компетенций, позволяющих сформировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности. При этом выбор конкретных форм организации самостоятельной деятельности обучающихся зависит от профиля обучения, изучаемой дисциплины, уровня профессионального образования.

При изучении инженерной геологии это выполнение геологических карт в программах АutoCad, CorеlDRAW, чертежей, схем; выполнение расчѐтно-графических работ; решение производственных ситуационных (профессиональных) задач; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ.

Самостоятельная работа как форма организации обучения и вид учебных занятий планируется и проектируется преподавателями программ ПМ каждой ОПОП учебного заведения.

Далее информация о самостоятельной работе располагается в календарно-тематическом плане, где указывается примерная тематика самостоятельной работы по ПМ.

Многие преподаватели в своих работах указывает на типичные ошибки при планировании самостоятельной работы, когда указанные виды самостоятельной работы указывают на процессы, а не на результаты. Более целесообразно при планировании самостоятельной работы указывать не виды, а примерную тематику. Поэтому при изучении инженерной геологии тематика самостоятельной работы по профессиональному модулю вполне конкретна. Например: вычерчивание фрагмента карты средствами CorelDraw, вычерчивание геологического разреза, вычерчивание ГТН (геолого-технического наряда) буровой скважины в АutoCad.

Наиболее интересной, познавательной формой организации самостоятельной работы в профессиональном модуле является решение ситуационных задач и работа с учебными кейсами. Студенты старших курсов уже обладают необходимыми и достаточными знаниями и умениями для работы с кейс-стади.

«Кейс-стади» – это комплексная форма обучения. Такая форма организации учебного занятия может проводиться только с подготовленной аудиторией, так как он призван соединить различные обучающие курсы, практически все которые предусмотрены ФГОС СПО, поэтому этот метод целесообразно использовать в конце обучающего курса.

Кейс-стади («case stady» – с англ. – «учебный портфель») является одним из разновидностей кейс-технологий. Он сочетает в себе решение конкретных проблем, связанных с различными аспектами профессиональной деятельности выпускника учебного заведения. Особенно полезен этот метод, когда преподаватель работает со студентами по ситуации. Работая по ситуации, студенты делают анализ, решают проблему, обсуждают, высказывают свои мнения, основанные на своих знаниях и опыте реальной жизни.

Типы «кейс-стади» (КС).

В зависимости от содержания и специфических целей обучения «кейс-стадии» делятся на:

- КС, обучающие анализу и оценке;

- КС, обучающие решению проблем и принятию решений;

- КС, посвящённые истории предмета (дисциплины);

- КС, иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

Конкретные ситуации для КС могут различаться по методу их подготовки:

- «библиотечные» КС – в них широко используется информация о деятельности предприятий (организаций), опубликованная в средствах массовой информации (включая телевидение) и органах государственного управления (статистических, контрольных, судебных и т.п.);

- «кабинетные» КС – строятся на богатом опыте преподавателя в области  его интеллектуально-предметной деятельности. Такие КС должны быть короткими и лаконичными и направлены на использование их в пределах конкретной лекции. Чтобы сделать короткую КС эффективной, необходимо максимально приблизить её к практике, теснее «привязать» её к цели обучения и обогатить данными из собственного опыта.

Сущность практического применения данного метода состоит в следующем:

- обучающиеся делятся на необходимые рабочие группы;

- преподаватель даёт студентам написанную рабочую ситуацию или «кейс – историю»;

- студенты анализируют ситуацию с использованием уже полученных знаний о методах анализа;

- студенты рекомендуют план действий, который должен разрешить обозначенную проблему;

- они докладывают свои данные всем в аудитории;

- вся аудитория обсуждает доклад.

Структура и содержание кейса:

Формулировка проблем, тем, заданий.

Подробное описание практической ситуации.

Инструкция по работе с практической ситуацией.

Учебно-методическое оснащение (литература, наглядность, раздаточный материал, методические рекомендации).

Режим работы (распределение времени по этапам разрабатывается преподавателем и зависит от объема ситуации, сложности, расписания и т.д.).

Критерии оценки.

Этапы кейс-метода:

Подготовительный этап для преподавателя и студентов.

Самостоятельная работа студентов с кейсом.

Работа в малых группах.

Дискуссия - проводится по итогам работы в малых группах.

Собственно учебный кейс представляет собой описание конкретной ситуации из определенной сферы профессиональной деятельности, составленное в популярно-публицистическом стиле. В нем присутствует сюжет с определенной интригой, содержащий скрытый или явный конфликт. Ознакомившись с содержанием учебного кейса, обучающиеся формулируют проблему, диагностируют причины ее возникновения и описывают (обосновывают) способы разрешения противоречий.

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Кейс-стади целесообразно применять при изучении профессионального модуля, так как этот вид самостоятельной работы заставляет студентов поднять пласт знаний, полученных при изучении всех геологических тем, входящих в МДК и модуль и применить их на практике.

В апреле 2018 года в группе 4 курса геологической специальности был проведен открытый урок повторения с применением методов кейс-технологии (кейс-стади).

Тема урока: Строительство на слабых грунтах.

Группа заранее поделена на 3 микрогруппы, в каждой из них назначен модератор.

Студенты сами определили цели урока. Проведен фронтальный опрос по теме урока. Затем студентам было предложено 2 кейса в бумажном и электронном виде с описанием реальных «полевых» ситуаций.

Кейс №1 «Проблемы строительства на просадочных грунтах на примере города Волгодонска Ростовской области».

Кейс №2 «Проблемы строительства на слабых грунтах на примере подземного ТЦ в городе Туле».

Каждый кейс состоял из следующих разделов:

Анализ реальной ситуации. Вводные данные.

Особенности действия участников ситуации.

Комментарии ситуации автором.

Задания для работы с кейсом.

Вопросы.

Помимо кейсов в бумажном варианте, студентам были представлены кейсы на электронных носителях (мультимедиа-презентация), так как в инженерной геологии для понимания проблемных ситуаций невозможно обойтись без образно-наглядного представления информации.

В отведенное по плану занятия время, студенты в командах анализируют конкретную ситуацию, обсуждают и решают предложенные ситуационные задачи. Предлагают одно или несколько возможных решений. Модератор каждой группы объявляет и записывает решения на доске, проводится показ презентаций. Предложенные каждой микрогруппой решения обсуждаются уже всей группой, выбираются лучшие.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Организация и управление самостоятельной аудиторной работой студентов при изучении профессионального модуля в ГПОУ ТО «ТГКСТ» (из опыта работы)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*