Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Дополнительная общеобразовательная программа «Лаборант химического анализа»

07.12.2018 954 1696
Железняк Галина Сергеевна
Железняк Галина Сергеевна, преподаватель

Репная Лариса Федоровна, преподаватель

Краснодарский технический колледж

Программа образовательного курса «Лаборант химического анализа» разработана для обучения школьников 6-9-х классов основам химического анализа и подготовки учащихся к соревнованиям Junior Skills (программа ранней профориентации, основ профессиональной подготовки и состязаний школьников в профессиональном мастерстве).

Задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельному выполнению практических работ, формирование и развитие у него активного творческого мышления, осуществление профессиональной ориентации и практической подготовки для работ в области химического анализа «Лаборант химического анализа», обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков.

Нормативно-правовой и документальной базой программы образовательного курса «Лаборант химического анализа» являются:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645);

4. Программа профессиональной подготовки и профориентации школьников Junior Skills;

5. Техническое описание компетенции «Лаборант химического анализа»на чемпионатах Junior Skills;

6. Стандарты Junior Skills(в редакции от 01.09. 2017 г.)

Базовыми для программы курса внеурочной деятельности «Лаборант химического анализа» являются темы:

1. Химическая лаборатория. Подготовка и оснащение рабочего места, обеспечение безопасности труда, охрана труда и противопожарная безопасность;

2. Вещества и процессы, происходящие с ними;

3. Смеси и способы их разделения;

4. Химическая посуда и оборудование;

5. Операции при химическом анализе. Приборы, материалы и лабораторное оборудование для них;

6. Проектная деятельность.

В ходе реализации представленной программы осуществляется:

1) ознакомление учащихся с условиями обеспечения безопасности труда, основами культуры труда, основами этики и общения, методическими указаниями по выполнению лабораторных и практических работ и правилами работы с ними;

2) овладение навыками научного мышления, умения работать с информацией, самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно– экспериментальную и инновационную деятельность.

Большое место в программе уделяется специальному химическому компоненту:

1) ознакомление с основами химического анализа, химической посудой; 2) обучение приемам простейшего монтажа и обслуживания химического оборудования.

В основе программы лежат идеи личностно-ориентированного, деятельностного подхода в овладении системой знаний, умений и навыков.

Цели:

1. Формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений;

2. Приобретение необходимых практических умений и навыков по подготовке и выполнению химического анализа;

3. Развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

4. Понимание учащимися смысла основных научно-химических понятий;

5. Формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире;

6. Ознакомление учащихся 6-9-х классов с теоретическим материалом и выполнением практических и лабораторных работ по химическому анализу;

7. Формирование интереса к изучению естественных наук.

Цели конкретизированы следующими задачами:

1. Формирование:

1) навыков и умений научно-исследовательской деятельности;

2) навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;

3) практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;

4) познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся;

5) коммуникативных умений;

6) презентационных умений и навыков;

7) учебной мотивации школьников на выбор профессии, связанной с химическим производством;

8) внимания, памяти, логического пространственного воображения; конструктивного мышления и сообразительности;

9) правильных приемов работы с химическими реактивами и приборами, экономного использования материалов.

2. Обучение:

1) правилам техники безопасности и пожарной безопасности работы в химической лаборатории, приемам и навыкам оказания первой медицинской помощи;

2) методам химического анализа и способам их выполнения;

3) осознанному выбору посуды, химреактивов и оборудования для анализа;

4) навыкам сбора элементарных химических установок;

5) поиску ошибок при выполнении химического анализа ;

6) правильному оформлению результатов работы и выводов, полученных в ходе эксперимента;

В соответствии с ФГОС решаются следующие задачи:

1) становление основ мировоззрения обучающихся;

2) формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности:

3) формирование целей и следование им в учебной деятельности;

4) умения планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку в соответствии с правилами выполнения задач;

5) умения взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

6) духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, толерантности.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Лаборант химического анализа».

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации к изучению приемов химического анализа и обслуживания несложного химического оборудования у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностными результатами программы по внеурочной деятельности «Лаборант химического анализа» является формирование следующих умений:

1) произвольно и осознанно владеть общим приемом выполнения задач химического эксперимента;

2) использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для выполнения задания;

3) уметь осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей;

4) уметь устанавливать причинно-следственные связи;

5) уметь осуществлять поиск ошибок в химическом анализе;

6) определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие правила поведения при сотрудничестве;

7) в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор как поступить, при поддержке других участников группы и учителя.

Метапредметными результатами программы по внеурочной деятельности «Лаборант химического анализа» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

1) Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

2) Проговаривать последовательность действий на уроке;

3) Высказывать своё предположение (версию);

4) Работать по предложенному учителем плану;

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

5) Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

1) Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе (на развороте, в оглавлении, в схемах);

2) Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя средства ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;

3) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

4) Преобразовывать информацию из одной формы в другую: выполнять эксперимент на основе предложенной методики; находить решение задач химического анализа с помощью методических указаний.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания по лабораторному химическому анализу, ориентированные на развитие учащихся средствами предмета.

3. Коммуникативные УУД:

1) Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

2) Слушать и понимать речь других;

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

3) Совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

4) Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Результаты программы:

1. Осознание учащимися необходимости применения знаний техники безопасности и пожарной безопасности, выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;

2. Социальная адаптация учащихся, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы будет участие учащихся в чемпионате Junior Skills, а также профессиональное самоопределение.

Содержание программы

Программа каждого года обучения состоит из нескольких блоков:

1. Химическая лаборатория. Подготовка и оснащение рабочего места, обеспечение безопасности труда, охрана труда и противопожарная безопасность;

2. Вещества и процессы, происходящие с ними;

3. Смеси и способы их разделения;

4. Химическая посуда и оборудование;

5. Операции при химическом анализе. Приборы, материалы и лабораторное оборудование для них;

6. Проектная деятельность.

Содержание этих блоков дает основные знания о специальной технологической подготовке и организации производства, профессиональном самоопределении и карьере; формирует отношение к организации работ по химическому анализу; развивает навыки использования химической посуды и химических реактивов; формирует умение подготовки и проведения химического эксперимента, а также оформления результатов его проведения.

В программе в соответствии с возрастом учащихся рассматриваются:

1. Подготовка и оснащение рабочего места;

2. Обеспечение правил техники безопасности, охрана труда, гигиены и противопожарной безопасности;

3. Изучение рынка труда;

4. Планирование профессиональной карьеры.

В результате реализации программы учащиеся будут демонстрировать свои профессиональные качества, появятся новые возможности для профориентации и освоения школьниками современных и будущих профессиональных компетенций на основе инструментов движения Junior SkillsиWorld Skills с опорой на передовой отечественный и международный опыт.

Программа курса «Лаборант химического анализа» построена в соответствии с принципами:

1) научной обоснованности;

2) возрастной адекватности;

3) необходимости и достаточности информации;

4) модульности программы;

5) практической целесообразности;

6) динамического развития и системности;

7) вовлеченности семьи в реализацию программы.

Формы работы:

1. Групповая работа. Работа в командах, малых группах, парах (сюжетно-ролевые и образно-ролевые игры, игры с правилами, соревнование, турнир, КВН, выполнение лабораторных работ и практических заданий);

2. Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся;

3. Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы, проблемные задания, выполнение лабораторных заданий;

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий, практикумов. Большое место уделяется практическим и лабораторным занятиям, на которых проводятся тренинги, тестирование, моделирование и монтаж лабораторных установок. Предполагается широкое использование технических средств обучения (ноутбук, мультимедийный проектор), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.).

Методы:

1. Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование);

2. Проблемный;

3. Частично-поисковый;

4. Объяснительно-иллюстративный.

Формы контроля

Проверка усвоения программы проводится в форме тренингов, игр, зачётов и защиты практических и лабораторных работ, выполнения заданий участия в проектах, соревнованиях, чемпионатах. Подведение итогов реализации программы проводится в виде чемпионатов, соревнований, игр.

 

Оригинал работы:

Дополнительная общеобразовательная программа «Лаборант химического анализа»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*