Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование конкурентоспособности студентов КГБПОУ «Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства» через участие в конкурсах профессионального мастерства по профессии «Автомеханик»

29.11.2018 562 927
Говоров Алексей Иванович
Говоров Алексей Иванович, мастер производственного обучения

Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы перед профессиональным образованием поставлена цель – «существенно увеличить вклад профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию России, в повышение её глобальной конкурентоспособности, обеспечить востребованность экономикой и обществом каждого обучающегося».

С середины 90‑х годов прошлого века в связи с переходом России к рыночной экономики вместо слова «профессионализм» работодатели все чаще стали использовать термин «конкурентоспособность». Это связано с тем, что сегодня не достаточно просто иметь хорошую базовую подготовку или владеть определенными технологиями, — сегодня требуется уметь нечто такое, что может обеспечить устойчивое положение на рынке труда.

Одним из эффективных методов подготовки конкурентоспособного работника является привлечение студентов к участию в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства на различных уровнях. Конкурсы способствуют формированию опыта творческой деятельности студентов, создают оптимальные условия для самореализации личности, её профессиональной и социальной адаптации, мотивируют дальнейшее повышение уровня профессионального мастерства и как следствие востребованность на рынке труда.

На сегодняшний день наряду с появлением новых федеральных государственных образовательных стандартов — ФГОС ТОП-50 наиболее востребованных и перспективных профессий, конкурсы профессионального мастерства в системе среднего профессионального образования (СПО) приобретают все большую значимость. Количество конкурсов возрастает с каждым годом, позволяя тем самым развивать у студентов не только общие, но и профессиональные компетенции, диктуемые ФГОС.

Профессиональные конкурсы уже не рассматриваются как вид внеучебной деятельности, они плотно вошли в повседневную жизнь обучающихся, а подготовка к ним занимает едва ли не все свободное время как студентов, так и преподавателей.

Участие в конкурсах профессионального мастерства — это отличная возможность для студента показать свой профессионализм в определенной отрасли.

Участники конкурсов получают возможность общения со сверстниками из других учебных заведений, обмена опытом. У таких студентов повышается уровень самооценки, самопрезентации и коммуникативной активности, в острой конкурентной борьбе они видят свои сильные и слабые стороны в области профессиональной подготовки. [2, c. 60-62]

Подготовка к участию в конкурсе - это кропотливая работа, в процессе которой под руководством преподавателей, мастеров производственного обучения, представителей работодателей, социальных партнеров студенты значительно расширяют теоретические знания и практические навыки.

Участие в конкурсах профессионального мастерства для преподавателей и мастеров производственного обучения, которые зачастую вместе с работодателями являются экспертами на конкурсной площадке, так же является хорошей площадкой для общения, обсуждения проблем и задач отрасли по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, обмена опытом с коллегами из других учебных профессиональных организаций.

Общение работодателей, преподавателей и мастеров производственного обучения не ограничиваются только конкурсной площадкой, созданы группы «автомехаников-экспертов» по стандартам WorldSkills в «WhatsApp», по стандартам «Абилимпикс» в «Viber», в которых эксперты имеют возможность обсуждать возникающие задачи и проблемы, искать совместно пути их решения, обмениваются профессиональным опытом, консультируют друг друга.

Наиболее значимыми региональными и международными конкурсами профессионального мастерства для студентов, обучающихся в КГБПОУ «ККОТиП», являются:

‒Открытый региональный чемпионат профессионального мастерства «Молодые профессионалы» по стандартам WorldSkills Russia (WSR);

‒Всероссийская олимпиада профессионального мастерства (ВОПМ);

‒Региональный и Национальный чемпионат профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс»;

«WorldSkills» – это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом. Возникло когда в 1947 году в Испании впервые прошел национальный конкурс по профессионально-технической подготовке. Он был призван поднять популярность рабочих специальностей и способствовать созданию эффективной системы профессионального образования, так как в стране, восстанавливающейся после Второй мировой войны, существовала острая нехватка квалифицированных рабочих. Постепенно к движению стали присоединяться и другие страны. На 2014 год в движении «WorldSkills» участвуют уже 72 страны. На сегодняшний день WorldSkills – международная организация, продвигающая профессиональное, техническое и ориентированное на сферу услуг образование и обучение.

WorldSkills повышает стандарты профессиональной подготовки в 75 странах-членах WS, работая с молодежью, педагогами, правительствами и производствами, подготавливая трудовые ресурсы и рабочие таланты сегодня, чтобы помочь в трудоустройстве в будущем.  Сегодня под эгидой WSI проводится множество мероприятий, включая региональные и национальные соревнования, континентальные первенства и, раз в два года, мировой чемпионат. Соревнования проводятся в форме конкурса профессионального мастерства, где участник должен продемонстрировать все свои навыки и за определенное количество времени выполнить ряд практических заданий. Стандарты WorldSkills позволяют «задавать планку» для подготовки специалистов высокого уровня и формулировать требования к выпускникам образовательных учреждений.

«Абилимпикс» - Этим необычным словом называют конкурсы профессионального мастерства для людей с ограниченными возможностями здоровья. Это уникальный ринг для профессионалов своего дела. Они смогли показать людям с инвалидностью, что у них есть возможности и открытые дороги. С 1972 года международные соревнования движения «Abilympics» проводятся один раз в несколько лет в разных странах.
Международный конкурс впервые состоялся в 1981 году в Токио.

Сейчас чемпионаты проводятся один раз в четыре года, как и положено Олимпийским играм. В них участвуют люди с самыми разными видами инвалидности, а движение «Abilympics» охватывает более четырех десятков стран. Россия присоединилась к международному движению Abilympics International в 2014 году. В 2016 году Первая российская национальная сборная приняла участие в 9-м Международном Чемпионате «Abilympics» в Бордо (Франция), завоевав 3 бронзовых награды. Участие в мировом чемпионате открывает перед нашими конкурсантами новые перспективы, новые дороги, дает новую информацию, новых друзей. А всем будущим участникам чемпионатов в России — пример и надежду. Кстати, не исключено, что хозяйкой «Abilympics – 2020» станет Россия.

Начиная с 2016 года, колледж принимает активное участие в конкурсах «WorldSkills» и «Abilympics» по компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» (2017г.- 1место - Кудеров Алексей, 2 место – Костюченко Сергей в Региональном чемпионате Красноярского края; 2018г.-1 место в Региональном чемпионате Красноярского края - Харламов Степан).

В 2017 году на базе колледжа была организована площадка по подготовке и проведению конкурсов по стандартам «Abilympics». В настоящее время колледж является центром инклюзивного обучения в Красноярском крае. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проходящие инклюзивное обучение не только в колледже, но и в других учебных заведениях края, привлекаются для участия в конкурсе«Abilympics» уже по 25 профессиям (компетенциям). Обучающиеся колледжа неоднократно занимают призовые места и представляют Красноярский край на Национальных соревнованиях «Abilympics», в этом году участники Краевой сборной команды завоевали на национальном конкурсе 10 призовых мест из 25 компетенций, а центр инклюзивного образования «Abilympics» на базе нашего колледжа, получил почетный диплом «Лучший региональный центр развития движения «Абилимпикс»».

Участие в конкурсах профессионального мастерства международного уровня оказывает позитивное влияние не только на воспитание конкурентного специалиста, но и мотивирует учебные заведения повышать практико-ориентированное образование, улучшать свою материально-техническую базу, обучать преподавателей на курсах повышения квалификации, работать над слабыми местами в подготовке специалистов.

Наиболее проблемной темой в подготовке конкурсантов является модуль «Электрооборудование и системы электронного управления двигателем», так как для отработки навыков практической работы требуется дорогостоящее учебное оборудование (различные типы современных легковых автомобилей, диагностическое оборудование и т.д.).

Критерии оценки выполняемых работ, применяемых на конкурсных площадках, активно внедряются в колледже при проведении лаболаторно-практических занятий и учебной практики. Критерии оценки объективные и отражают знания и умения, обучающихся как: строгое соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ; умения пользоваться справочной и технической литературой; умения грамотно организовать свое рабочее место; знание и умения применять по назначению измерительный инструмент, приборы диагностики, различные слесарные инструменты и приспособления; строго соблюдать технологические процессы разборки-сборки агрегатов автомобиля согласно требований завода-изготовителя; умения находить и устранять неисправности и многие другие критерии позволяют не только объективно оценить обучающихся, но и активно работать в устранении слабых мест в подготовке молодых профессионалов.

Ввиду того, что конкурсы профессионального мастерства проходят несколько дней, а подготовка к ним занимает несколько месяцев, очень важно изначально выбрать наиболее перспективного участника, подходящего как по профессиональным качествам, так и по личностным и психологическим критериям. Для этого в колледже, проводятся занятия со школьниками, что помогает им определиться с выбором свой будущей профессии, многие из которых в будущем поступают для обучения в колледж.

На первом курсе очень мало спец.дисциплин, в основном упор делается на общеобразовательные дисциплины, поэтому для выявления интеллектуального развития и кругозора обучающихся, наиболее перспективных учеников, проводятся различные тематические викторины, тесты и т.д.

На вторых курсах уже проводятся соревнования «Лучший по профессии» сначала в группах, а затем и между группами для выявления наиболее подготовленных обучающихся для подготовки к участию в региональных конкурсах«WorldSkills» и «Abilympics».

К сожалению, участие в региональных и национальных конкурсах требуют предварительной регистрации участника на сайте, на отборочный этап платится вступительный взнос 8000 рублей, а региональный 12000, и заменить заявленного участника дублером не представляется возможным.

Иногда случается, что участник неожиданно накануне конкурса отказывается принимать в нем участие. При этом аргументы отказа могут быть самые разные. Профессиональное мастерство преподавателей, мастеров производственного обучения занимающихся подготовкой участника, заключается в том, чтобы безошибочно выбрать подходящую кандидатуру и работать вместе с ним для достижения поставленных целей.[3,с.186].

Конкурсная деятельность в значительной мере помогает молодым людям определиться с выбором своего дальнейшего профессионального пути. Участие в конкурсах профессионального мастерства стимулируют их к непрерывному самообразованию и повышению профессионального уровня как высококвалифицированных специалистов. .[1,с.132].

 

Библиографический список:

Лукина А. К., Крюкова И. А., Степанова Н. И., Снисарева Г. М. (2017) Конкурсная деятельность обучающихся СПО как эффективный способ повышения интереса к получаемой профессии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 5-1. С. 132-136.

Непомнящих, Г. В. Конкурс как модель профессиональной деятельности // Проблемы и перспективы профессионального образования в XXI веке: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Омск, 12-13 апреля 2017 г. Омск : Изд-во БПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж». С. 60-62.

Ольховикова О. В. (2017) Конкурсная деятельность как система повышения престижа рабочих профессий студентов СПО // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Ялта : РИО ГПА Вып. 56. Ч. 1. С. 182-188.

 

Оригинал работы:

Формирование конкурентоспособности студентов КГБПОУ «Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства» через участие в конкурсах профессионального мастерства по профессии «Автомеханик»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*