Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ настоящее время профориентационной работе уделяется самое серьезное внимание.
Ежегодно совершенствуется работа в рамках сотрудничества и взаимодействия по вопросам профориентации и социально-трудовой адаптации между СПО и СОШ города Дзержинска и Володарского района. Помогая современному школьнику сделать верный выбор профессии, полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарований, оградить его от неуверенности в завтрашнем дне, мы все вместе помогаем выбирать тот или иной образ жизни, определять путь к жизненному успеху, которому могут сопутствовать разные условия: здоровье человека, его способности, умения и многое другое. Но благополучие и материальный уровень будущей жизни во многом зависят от готовности человека к труду, к творчеству, к полезной и активной деятельности, без которых, разумеется, жизнь человека не может быть достойной и счастливой.
От того, насколько правильно выбран жизненный путь, вид профессиональной деятельности зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и психическое здоровье, радость и счастье. Это подтверждает не только опыт многих поколений, но и народная мудрость: «Смотри древо в плодах, а человека – в делах», «Без дела жить – только небо коптить».
Многогранность профориентационной работы помогает развитию профессиональных и творческих навыков, повышению интереса к профессиям, определить особенности личности, профессиональной мотивации, познакомиться с образовательными учреждениями.
Мы стремимся выстраивать профориентационную работу с разными возростными категорями. Большой акцент делается на раннюю профориентацию. С этой целью реализуется образовательная программа «Я познаю мир», расчитанная на воспитанников детского дома города Дзержинска и на школьников 1-3 классов СОШ города Дзержинска. В данной работе неоценимую помощь оказывает волонтерское движение нашего техникума «Энергия жизни», оно формирует положительное отношение к труду, позволяет в игре познакомиться с профессиями у детей начальной школы. Впервые в этом году 19.10. мы провели мероприятие «Рецепт хорошего настроения», направленное на школьников 6-7 классов, посвященное двум событиям Международному дню хлеба (10.10.) и Международному Дню повара (20.10.). СОШ города Дзержинска с удовольствием откликнулись на наше приглашение, к нам пришли 260 школьников. Данное мероприятие познакомило школьников с профессиями и специальностями сферы общественного питания, была представленна яркая творческая программа, всем гостям предложена выпечка, приготовленная нашими студентами. Перед школьниками выступила предприниматель Григорьева Т.Ю., владелица кафе, Городской пекарни, серии кулинарий, которая рассказала о важности профессий общественного питания.
Следующая наша аудитория - школьники 8-9 классов. Педагог-психолог проводит профессиональную диагностику, выясняя интересы, особенности личности, способности современных школьников, их мотивации при выборе профессии. Данная работа проводится в период экскурсий школьников в техникум, при посещении профессиональных конкурсов, олимпиад «Лучший по професии», Днях открытых дверей, декаде специальностей, школе молодых профессионалов.
Для этой категории осуществляется разработка новой учебной программы «Проектирование траекторий профессионального самоопределения» для учащихся 8 и 9 классов общеобразовательных школ. ГБПОУ ДТБТ предлагает содействие в её реализации в следующих формах:
1)проведение бинарных уроков совместно преподавателями ПОО с учителями ООО (введение в профессию/специальность);
2)проведение тематических экскурсий согласно программе курса (ознакомление с миром профессий, видами деятельности, продукцией и прочие);
3)проведение индивидуальной внеклассной работы с учащимися по профессиональному самоопределению;
4)проведение профессиональных проб для учащихся.
В 2018 году впервые был апробирован такой формат профориентационной деятельности для учащихся общеобразовательных школ, как профессиональные пробы (Школа молодого профессионала). Основное назначение его состоит, с одной стороны, в представлении ценности практического труда работника пищевой промышленности, а с другой стороны, в необходимости формирования у обучающихся потребности в трудовой деятельности, в развитии у обучающихся стремления быть лучшим по профессии. У многих людей осознание информации идет именно через практическую деятельность, таким образом, чтобы понять, насколько тебе подходит та или иная сфера деятельности, необходимо попробовать окунуться в эту сферу труда и получить определенный результат.
В основе профессиональной пробы, предлагаемой нами, лежит идея моделирования будущей профессиональной деятельности. В ходе выполнения профессиональных проб учащийся проходит по трем ведущим составляющим профессии: технологической (мое мысленное представление образа профессии), ситуативной (я вношу элементы творчества в образ профессии), функциональной (я действую, воплощаю образ профессии на практике).
Задания профессиональных проб позволяют ознакомиться с основными характеристиками представляемой профессии, способствуют овладению необходимыми умениями и видами профессиональной деятельности и формированию у обучающихся положительной мотивации к выбору профессии.
Профессиональные пробы проводились по трем компетенциям: «Поварское дело», «Кондитерское искусство», «Ресторанный сервис». Программы проб разработаны с учетом уровней сложности заданий, позволяя задания низших уровней сложности успешно выполнить всем участникам, а наиболее способным продвинуться дальше и достигнуть успехов при выполнении заданий более высокого уровня сложности (таблицы 1,2). Выполнение заданий предлагается предварять мастер-классом преподавателей (рисунок), мастеров производственного обучения или студентов старших курсов техникума, обучающихся на одноименных специальностях.
Таблица 1 – Задания разных уровней сложности профессиональных проб по компетенции «Поварское дело»
Уровень сложности |
Формулировка задания |
Время на выполнение |
Критерии оценивания |
1 |
приготовление канапе с мясными гастрономическими изделиями и сыром |
30 мин |
- рациональное использование продуктов; - правильная организация хранения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции; - корректное использование разделочных досок; - правильное использование раздельных контейнеров для мусора (органические и неорганические отходы); - навыки работы с ножом; - кулинарные навыки – приготовление и оформление; - навыки работы с продуктом – техника, ведение процесса, соответствующие продукту технологии; - организационные навыки – планирование и ведение процесса приготовления. |
2 |
приготовление «Заправка для салатов» |
20 мин |
|
3 |
приготовление салата «Винегрет овощной» |
40 мин |
|
4 |
приготовление коктейля молочно-ягодного с мороженным |
30 мин |
Таблица 2 – Задания разных уровней сложности профессиональных проб по компетенции «Ресторанный сервис»
Уровень сложности |
Формулировка задания |
Время на выполнение, мин |
Критерии оценивания |
1 |
Подготовка посуды и приборов к сервировке. |
20 |
Посуда и приборы чистые, сухие; Время, затраченное на выполнение задания; Общее впечатление от конечного результата. |
2 |
Правила работы с подносом |
15 |
Правильно выбранное положение подноса на руке; • Не пролив воды при переносе на подносе • Общее впечатление от конечного результата; • Время, затраченное на выполнение задания. организационные навыки – планирование и ведение процесса обслуживания. |
3 |
Складывание салфеток 5-7 способами |
15 |
• Четкие и ровные складки; • Правильно выбранная сторона ткани; • Сложение с первого раза; • Общее впечатление от конечного результата; • Время, затраченное на выполнение задания. |
4 |
Предварительная сервировка стола к завтраку |
30 |
• Посуда симметрична, правильно расположена; • Приборы симметричны, правильно расположены; • Фужеры правильно расположены; • Правильная последовательность накрытия; • Общее впечатление от конечного результата; • Время, затраченное на выполнение задания. |
Актуальность выбранной методики не вызывает сомнений, потому что, только познакомившись с особенностями профессий поближе и выполнив определенную практическую работу, можно определить свои способности и наклонности, выбрать то дело, которое более интересно и получается значительно лучше.
Необходимо осознавать, что удачный выбор профессии является мощным стимулом для дальнейшего профессионального формирования молодого человека. Выбрать профессию по душе и овладеть ею – это большая удача для человека. Важно, чтобы с первых дней обучения, обучающиеся осознали, что выбранная ими профессия открывает путь к достижению профессионального мастерства, перспективу для дальнейшего профессионального роста.
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.