Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Патриотическое воспитание молодежи через изучение фронтовых писем

30.10.2018 1421 2528
Василевская Галина Николаевна
Василевская Галина Николаевна, преподаватель

Мышкова Наталья Ивановна
Мышкова Наталья Ивановна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж Старооскольский Технологический Институт им. А.А. Угарова

Свернут  листочек  неровным  углом,

Маленький  правнук  сидит над письмом…

В  праздник  Победы  прочесть его  смог,

Капают  слезы  на  старый  листок…

Елена Есаулова

Патриотическое воспитание молодежи - актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания [2, с. 36].

Поэтому важно, чтобы каждый почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Ядром культуры личности является ее духовность. Духовное развитие характеризуется богатством интеллектуального и эмоционального потенциалов личности, высоким нравственным развитием, с глубоко развитыми патриотическими чувствами, ведущими к гармонии идеалов человека с общечеловеческими ценностями.

Великая Отечественная Война оставила после себя немало документальных свидетельств. Особое место среди них занимали солдатские письма, которые ждали с замиранием сердца. К сожалению, немногие из них уцелели. Зато те, что сохранились, в полной мере передают не только все ужасы войны, но и всю палитру чувств и переживаний между солдатами и их родственниками.

Изучение писем с фронта способствует осознанию и пониманию, почему советский народ смог победить во время Великой Отечественной войны, играет большую роль в формировании патриотических, гражданских, нравственных чувств молодежи.

Из глубины военных лет доходят до нас мысли и думы простых солдат, когда-то живших на земле. В каждой строке фронтового «треугольника» настоящая правда войны. Это бесценные человеческие документы о войне, они оживляют её, мы как будто видим и слышим то время. Адресаты этих писем – простые труженики, добрые, скромные люди, горячо любившие своих близких и ненавидевшие врага, с оружием в руках до конца исполнившие свой священный долг перед Родиной.

Фронтовые письма надо читать, изучать, они способны зажечь в сердцах современной молодежи искру любви к Родине.

Лист сворачивался особенным образом - в уголок - и отправлялся без почтовой марки и конверта. Такое письмо-треугольник не заклеивалось, так как фронтовик знал, что письмо будет проверяться цензурой. Адрес писался на наружной стороне листа. Откуда письмо, указывать запрещалось. 

Как ждали писем с фронта! Эти маленькие желтые треугольнички были залогом того, что приславший их: муж, сын, брат, любимый жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым. Было так страшно, когда переставали приходить с фронта письма, значит, человек пропал без вести или убит.

Треугольником сложен пожелтевший листок, 
В нем и горькое лето, и сигналы тревог, 
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год, 
Рвется ветер осенний и команда: вперед! 
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней, 
Где солдатские письма шли дорогой своей. 
И с поклоном последним письма, полные сил, 
От погибших в сраженьях почтальон приносил. 
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь, 
И бессонную правду фронтовых голосов. 
В письмах вера солдата в наши мирные дни, 
Хоть и были когда-то так далеко они.

Роль письма на войне была неоценимой. Фронтовые весточки являлись связующим звеном между сердцем солдата и домом, давали возможность общения с родными. Нет письма – и тревога поселялась в сердце. Письма укрепляли дух армии, который в любой войне всегда имел решающее значение. Важность этого хорошо понимало военное командование. Известно, что уже в первый военный год Государственный комитет обороны принял срочные меры, касающиеся продвижения корреспонденции между фронтом и тылом. Было запрещено, например, использовать почтовый транспорт для других нужд. Почтовые вагоны «цепляли» ко всем поездам, даже к военным эшелонам. По данным Управления военно-полевой почты, в годы Великой Отечественной войны ежемесячно доставлялось до 70 миллионов писем. С фронта в тыл было отправлено 2 миллиарда 794 миллионов писем, 9,9 миллионов посылок, 35, 5 миллионов переводов [3].

Цитаты из писем: «Здравствуй, моя дорогая мама! Сообщаю, что на сегодняшний день жив здоров, нахожусь на фронте, уничтожаю немецкую сволочь и гоним их на запад. Освобождаем родные города и села, освобождаем отцов, матерей, сестер и братьев из-под немецкого кошмара. Мама, вчера я находился в очень тяжелом бою, но в том бою я показал, как воюют украинские сыны за свою священную родину; перед моим подразделением остались сотни немецких солдат и офицеров...»

«Моя дорогая мама, я очень соскучился по дому, но как-нибудь привыкну. Мама, пришлите как-нибудь небольшую посылочку и ещё, если есть, немного денег. Да ещё бумаги и карандаш, постарайтесь, как можно скорее».

«Здравствуйте дорогие родители. Привет брату и сестрам. Поздравляю вас (хотя и поздно) с приближающимся 1 Мая. Желаю наилучших успехов в вашей жизни. Это письмо пишу вам из густого леса. У нас здесь сейчас настоящая весна со всеми ее прелестями, внушающими в сознание каждого быстрый разгром немецких полчищ. Сообщаю, что я жив и здоров, именно такой, каким вы меня провожали... Вот уже почти месяц, как я не получал ни одного письма из родного дома...»

Письмо молодого солдата Валентина Чернова, написанное им за месяц до гибели, привлекает внимание какой-то особенной светлостью.

Текст письма:

«22 июля 1944 года – день моего отъезда в РККА. Привет с далёкой Литвы! Здравствуйте, мама, папа, Римма и Шура! Привет и массу пожеланий в Вашей жизни и работе от Валентина. В-первых, сообщаю, что жив и здоров, чего и вам желаю. Письмо, которое написал папа, получил вчера, за что сердечно благодарю. Живу я всё по-старому, хорошо, сейчас временно передышка, отдыхаем, купаемся в речке, ловим рыбу, а скоро обратно гнать немчуру до самого Берлина. Мы от германской границы очень близко, так что скоро будем громить немчуру на его территории.

Вы пишите, что живёте хорошо, кушаете медок. Этому я очень рад, конечно, и я бы сейчас не против покушать домашнего медку. Папа, вы пишите, что я мало описываю новости. Я с удовольствием написал бы хоть десять листов, но многое в письме писать нельзя, вот кончится война и останусь жив, тогда всё подробно расскажу, а пока читайте газеты. Простите, что написал так скверно. Передавайте привет всем родным, пишите больше новостей, как дела с сенокосом. Пока всё. Жду ответ. До свидания! С горячим приветом, Валентин. Передайте привет Нюрке Дедовой, почему она не отвечает на мои письма. Я на неё крепко осерчал. Полевая почта 09989-Д» [3].

Как и большинство фронтовых писем, письмо Валентина Чернова отличается краткостью. Это объясняется следующими причинами. Во-первых, на фронте у солдат свободного времени было совсем немного. Во-вторых, приходилось экономно расходовать бумагу. В-третьих, писать можно было не всё. Письма проверялись военной цезурой, строго запрещалось сообщать, например, о боевых действиях, передвижениях войск, вооружении, материальном обеспечении армии, оборонительном строительстве. Эмоциями наполнено всё это небольшое послание.

Фронтовые письма – документы особые. Предназначались для самых близких, фронтовик писал о сокровенном, личном.… Солдатские письма – это бесценный источник, который создаёт образ воина, позволяет заглянуть в душу человека-солдата, понять его мысли, чувства, заботы, радости.

Вот такие фронтовики – в письмах. Они любящие, тоскующие: сын, отец, муж... И они же – Воины, готовые умереть за свою Родину. И эти чувства слиты воедино. Ведь Родина для каждого - это дети, матери, жёны, сёстры, подруги. Им посылали свои весточки-треугольники со строчками любви, тоски, беспокойства. За них - родных, любимых - шли на смерть в бою. Будут они живы и здоровы – будет жива и Родина. Письма являются свидетельством той неразрывной связи каждого бойца со своим родным домом, которая давала силу и сознание того, за что ты каждый день рискуешь жизнью. В этом глубинные истоки Великой Победы.

Письма с фронта и на фронт… Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала  силы  воевать и верить в победу. 

Кто был на фронте, верно, испытали, 
Что означают письма для бойца, 
Как эти письма биться заставляли 
В сраженьях огрубевшие сердца. 
Как их с волненьем люди ожидали, 
От них порою увлажнялся взгляд. 
Настанет день – придумают медали 
За ласковые письма для солдат!

Читаем строчки фронтовых треугольников, и как будто звучат беспокойные голоса бойцов. Значит, продолжают жить, не погибли солдаты и сейчас говорят с нами. Мы должны хранить эти частички душ погибших за нас воинов и передать как бесценный дар следующим поколениям. Фронтовые письма нужно больше печатать, читать, изучать, потому что им нельзя не верить. Они докажут всем, кто захотел сейчас украсть у нас Победу, что она наша.

Уходя на войну, каждый понимал, за ним его Родина, его страна, русская земля, потому что там живёт самое дорогое, что есть у простого русского солдата, самое бесценное и святое – это его родные и близкие люди. И солдат готов защищать их ценой собственной жизни, потому что мы – русские люди, ставим жизнь родных выше, дороже, чем свою собственную. Русский солдат воевал, но его душа оставалась там, в родных краях, где похоронены его предки, а это и есть Родина. И пока эта любовь будет для нас ценностью, мы не отдадим врагу ни пяди нашей русской земли. Именно об этом говорят письма с фронта, этим они ценны для нашего поколения и актуальны.

Помните! Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда, - помните!
Роберт Рождественский

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Бурлаков А.И., Похилюк А.В. О некоторых особенностях современных условий формирования патриотического сознания молодежи// Современный патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. СПб., 2002.

2.Выгодский, Л.С. Нравственное воспитание [Текст]  / Л.С.  Выгодский. - Пед. психология. – М.: 1991-138с.

3. [Электронный ресурс]: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=789515

 

Оригинал работы:

Патриотическое воспитание молодежи через изучение фронтовых писем




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*