Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Квест-игра «Моя первая пятёрка» как активизирующая методика профессионального самоопределения абитуриентов в процессе психолого-педагогического сопровождения во время проведения Дня открытых дверей

10.10.2018 856 1455
Малых Анастасия Викторовна
Малых Анастасия Викторовна, педагог-психолог

Исовский геологоразведочный техникум

Вся психологическая работа в техникуме включена в общую систему профориентационных мероприятий, ориентированных на создание условий для профессионального самоопределения абитуриентов, на решение возникающих у них социально-психологических проблем. Профориентационная работа реализуется в основных направлениях психологической деятельности: развивающая и психокоррекционная работа, консультирование, психологическое просвещение. Любое из этих направлений несёт в себе как минимум двойную нагрузку. С одной стороны, решается общая задача процесса сопровождения – психологическое обеспечение функционирования образовательной среды техникума в соответствие с программой развития техникума. С другой стороны, виды психологических работ могут служить основой для грамотного построения работы по реализации технологий профессионального самоопределения абитуриентов.

Подробно анализируя профессиональное самоопределение, Е.А. Климов понимает его «… как важное проявление психического развития, формирование себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов». Весьма ценна для предмета рассмотрения – профессионального самоопределения – мысль Е.А. Климова о том, что выбор профессии, кажущийся подчас лёгким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь». У личности в предшествующие периоды развития сложилось определённое отношение к различным областям труда, представление о многих профессиях, сформировалась самооценка своих возможностей, умение ориентироваться в социально-экономической ситуации, представление о «запасных вариантах» выбора профессии и многое другое, что характеризует состояние внутренней готовности к определённому профессиональному определению.

В настоящее время каждое образовательное учреждение ведёт поиск новых форм профориентационной работы, в первую очередь, чтобы выполнить контрольные цифры приёма. Специалисты сталкиваются на этом пути со снижением эффективности традиционных форм профориентации, в том числе и в такой форме профориентационной работы как День открытых дверей, когда образовательное учреждение приглашает будущих абитуриентов в свои стены и знакомит с тем спектром специальностей и профессий, по которым осуществляется образовательная деятельность.

На протяжении нескольких лет в нашем техникуме использовались традиционные методы профессионального самоопределения, такие как выступление агитбригады, лекции в общеобразовательных учреждениях города, объявления через газеты, радио и сайт техникума. Несмотря на проводимую работу, количество абитуриентов неуклонно уменьшалось. Если ещё 5 лет назад в техникуме был конкурс на место, то в последние годы группы набирались без конкурса, а иногда и с недобором. Встал острый вопрос о внедрении новых методов активизации профессионального самоопределения. Такие методы во многом близки к игровым методикам, но имеют и свои особенности.

Главными характеристиками активизирующей методики являются следующие: увлекательность методики для абитуриентов, личная значимость обсуждаемых вопросов, добровольность участия, совместное рассмотрение профориентационных проблем, двухплановость действия (как в игре), предполагающая, с одной стороны, план реальных действий, а с другой стороны, план вымышленных действий. Таким образом, активизирующая методика – это не просто «интересная» для абитуриентов методика, но, прежде всего, методика, вооружающая абитуриента средством для самостоятельных действий. Эта методика направленная на формирование субъекта профессионального самоопределения и предполагает не только формирование у подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, но и вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив.

Такой активизирующей методикой профессионального самоопределения в нашем техникуме была выбрана квест-игра «Моя первая пятёрка», которая включена в общую форму профориентационной работы и проводится в День открытых дверей. В проведение квест-игры задействованы как преподаватели специальных дисциплин по специальностям и профессиям нового набора, так и студенты-волонтёры, социальный педагог и педагог-психолог. Забегая вперёд, хочется отметить, что в результате использования вышеуказанной активизирующей методики профессионального самоопределения в техникум вновь пошли студенты, и контрольные цифры приёма были успешно выполнены. Итак, День открытых дверей строится следующим образом:

На стойке регистрации волонтёры встречают гостей, распределяют их в команды по 15 чел., выдают каждому участнику маршрутный лист. Отныне каждый выстраивает свою траекторию успеха, выбирает в каких направлениях проявлять активность или пропускать этапы.

Отдельный волонтёр сопровождает группу по маршруту, указанному в маршрутном листе, знакомит с помещениями техникума, тем самым снимает психологические зажимы и напряжение, свойственные любому человеку, который оказывается в незнакомом месте. В данном случае волонтёр выступает в качестве наставника-проводника.

Группа посещает учебные кабинеты или мастерские по заявленным на новый набор специальностям или профессиям техникума на новый учебный год. По каждой специальности или профессии каждый участник проходит профессиональные пробы, погружается в профессию, специальность, пытаясь выполнить несложные задания.

Профессиональная проба – это профиспытание, моделирующие элементы конкретного вида профессиональной деятельности (завершённый процесс) и способствующие сознательному, обоснованному выбору профессии. В ходе профессиональный проб у абитуриентов актуализируются полученные знания, формируются первоначальные профессиональные мнения и представления о себе как субъекте профессиональной деятельности. Содержание профессиональных проб включает, организационный, исполнительский, творческий и другие компоненты деятельности. Важнейшие педагогические требования к выполнению проб: они должны носить характер завершённых действий, иметь творческий потенциал, быть непродолжительными.

Помимо профессиональных проб также можно использовать имитационные игры, как активный метод работы в группе. Имитационные игры моделируют профессиональную деятельность, давая тем самым возможность проиграть социальные и профессиональные отношения, что особенно важно в раннем юношеском возрасте, когда реальный опыт ещё не накоплен. Такая форма работы создаёт условия для самоанализа и осознания своего отношения к профессии. Игра обязательно завершается обсуждением, в ходе которого устанавливается обратная связь участников с ведущим. Абитуриенты анализируют, в каких ситуациях возникали затруднения, какие психологические качества способствовали, а какие мешали выполнению задачи.

На данном этапе педагог-психолог принимает активное участие в качестве со-ведущего, совместно с преподавателем по той или иной специальности, разрабатывает конкретную имитационную игру или принимают решение о том какие конкретно методы профориентации использовать на групповой встрече. Использование в процессе элементов социально-психологического тренинга, ролевых игр и упражнений стимулирует интерес участников к проблеме профессионального выбора, позволяет им лучше узнать самих себя, свои возможности, способности, осознать мотивы поведения, повысить психологическую культуру, овладеть способами общения.

За успешно выполненное задание, активное участие в имитационных играх или профессиональных пробах участники получают жетон с эмблемой техникума. Набрав пять и более жетонов, по возвращении на стойку регистрации каждый участник может обменять эти жетоны на цифру пять с печатью техникума. В новом учебном году, будучи зачисленным в состав студентов, участник квест-игры вправе обменять эту цифру на оценку «отлично» по любому предмету на выбор, данная оценка проставляется преподавателем в журнал успеваемости как текущая. Таким образом, студент, управляя своей мотивацией к учению, создаёт свою ситуацию успеха в начале периода обучения, что помогает сохранить подобную мотивацию на длительное время.

Заканчивается День открытых дверей в актовом зале с выступления творческих групп техникума и приглашением в приёмную комиссию.

Выбор профессии является одним из важнейших в процессе жизненного самоопределения и личностного становления. Профессия, выбранная и осознанная человеком как признание, позволяет ему наиболее полно реализовать себя в качестве целостной и гармонично развитой личности в соответствие со своими склонностями, интересами и потребностями.

Чем больше количество склонностей, интересов и потребностей индивида удовлетворяется в профессиональной деятельности, тем больше вероятность, что эта профессия выбрана им не случайно, а что называется «по зову души». Причём здесь существует прямая взаимосвязь, когда склонности ведут за собой способности, а способности подкрепляют склонности и интересы. У человека лучше получается то дело, к которому он имеет личный интерес, а ситуация успеха закрепляет мотивацию заниматься именно этим делом.

Литература:

Зеер Э.Ф. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающегося [Текст]: методические рекомендации/ Э.Ф. Зеер, Е.Н. Пакалина. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2013. 106с.

Зеер Э.Ф. Профориентология: теория и практика [Текст]/ Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникаова, М., 2008. 192с.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]/Е.А.Климов. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512с.

Рогов Е.А. Выбор профессии: становление профессионала. М.: Владос-пресс, 2003. 336с.

 

Оригинал работы:

Квест-игра «Моя первая пятёрка», как активизирующая методика профессионального самоопределения абитуриентов в процессе психолого-педагогического сопровождения во время проведения Дня открытых дверей




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*