Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПроисходящие в России инновационные процессы, связанные с обновлением общественно-политической ситуации, изменением социально-экономического положения жизни населения, модернизацией образования, выдвигают принципиально новые требования к профессиональной подготовке молодых специалистов. Государством определяется новый социальный заказ на воспитание человека профессионально компетентного, нравственно развитого, конкурентоспособного, обладающего лидерскими качествами, способного принимать решения в сложных условиях, в ситуации выбора, готового нести самостоятельно ответственность за судьбу страны, ее национальную безопасность. В этом плане важную роль призвано сыграть участие студентов в управлении своим коллективом посредством внеучебной деятельности [2].
Студенчество как совокупность развивающейся личности – самая динамическая, энергичная и критически мыслящая часть сообщества. Студенческое самоуправление является фактором формирования личности студента, развития его творческого потенциала, проявления способностей, умения общаться со сверстниками и взрослыми, возможности преодоления трудностей, испытания ответственности за свои поступки, активизации его гражданской позиции. В связи с данными характеристиками одной из приоритетных задач учебно-воспитательной деятельности Вятского колледжа культуры является «Формирование и развитие коллектива студентов, его самоуправления и соуправления, самовоспитания».
В Вятском колледже культуры студенческий актив является одной из форм самоуправления и создан для обеспечения реализации прав обучающихся на участие в обсуждении и решении вопросов деятельности колледжа, жизнедеятельности обучающихся, развития их социальной активности, поддержки и реализации социальных инициатив.
Руководствуясь «Положением о студенческом активе Вятского колледжа культуры», можно выделить его цели и задачи.
Целями студенческого актива являются:
-формирование гражданской культуры, активной гражданской позиции обучающихся, содействие развитию их социальной зрелости, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию;
-обеспечение целенаправленного, систематического и конструктивного участия студентов в решении различных вопросов, связанных со студенческой жизнью;
-обеспечение реализации прав на участие студентов в управлении образовательным учреждением, оценке качества образовательного процесса;
-в формировании у студентов умений и навыков самоуправления, подготовка их к компетентному и ответственному участию в жизни общества.
Задачами студенческого актива являются:
-привлечение студентов к решению всех вопросов, связанных с подготовкой специалистов высокой квалификации;
-разработка предложений по повышению качества образовательного процесса с учётом научных и профессиональных интересов обучающихся;
-защита и представление прав и интересов студентов;
-содействие в решении образовательных, социально – бытовых и прочих вопросов, затрагивающих интересы студентов;
-содействие структурным подразделениям колледжа в проведении ими мероприятий в рамках образовательного процесса;
-проведение работы, направленной на повышение сознательности обучающихся, их требовательности к уровню своих знаний;
-воспитание бережного отношения к имуществу колледжа, патриотического отношения к духу и традициям колледжа;
-активное, творческое участие студентов в организации культурно-воспитательных и других мероприятиях, в пропаганде здорового образа жизни;
-содействие реализации общественно значимых молодежных инициатив.
То есть организация студенческого актива построена таким образом, чтобы с одной стороны, способствовать творческой самореализации личности студентов, с другой – создавать условия для профессионального роста и развития в рамках выбранной специальности. Таким образом, студенческое самоуправление влияет на формирование профессиональной идентичности студентов, что, несомненно, проявляется в наличии ярко выраженного интереса к участию в общественной жизни образовательной организации, инициативы в самостоятельной деятельности студенческого коллектива, остром восприятии общественно значимой информации.
Необходимо целенаправленно обучать студенческий актив умению выполнять общественные поручения, оперативно и адекватно реагировать на социальные заказы, планировать общественную работу, организовывать досуг и жизнедеятельность студенческого коллектива, его правовую защиту и социальную поддержку, уметь организовывать студентов и направлять их. Поэтому без овладения навыками и умениями организаторской работы невозможно успешно реализовать деятельность студенческого актива.
Формирование и развитие у студентов через деятельность в студенческом активе направленности на профессиональный успех и творческую устремленность, развития профессионально важных личностных качеств, требует системной и комплексной работы, выражающейся в организации особой среды, помогающей студенту овладеть необходимыми компетенциями; повысить «потенциал к трудоустройству», активно включиться в социальную практику и развивать устойчивые профессиональные интересы и способности. В связи с этим взаимодействие, направленное на развитие потенциала личности студентов и способствующее их творческой самореализации и профессиональному становлению, должно осуществляться в трех формах:
в ходе учебного процесса;
как дополнение учебного процесса;
параллельно учебному процессу.
Имея опыт работы более четырех лет со студенческим активом Вятского колледжа культуры, можно сказать, что особенности специальностей нашей образовательной организации благотворно влияют на желание студентов принимать участие в самоуправлении, так как деятельность активистов переплетается с профессиональной направленностью наших специальностей, особенно специальности «Социально-культурная деятельность».
Можно отметить особую активность, как правило, студентов 1 курса, которые готовы активно включаться в общественную работу, что характерно не только для первокурсников нашего колледжа, но и для других образовательных организаций. Особенно важно поддержать желание первокурсников закрепиться с выбором своей профессии и студенческий актив помогает в этом. Такая деятельность необходима для студентов 1 курса, когда в учебной программе мало профильных дисциплин, а потребность творчески реализовать себя у студентов большая. Студенты из актива проводят многочисленные мероприятия (чаще всего акции к праздничным датам и другим общественно значимым событиям). Они с удовольствием участвуют в разработке сценариев, реализуют себя ведущими мероприятий, участвуют в работе Совета колледжа, коррупционного совета, совета профилактики, стипендиальной комиссии и т.д.
Для исследования важности деятельности студентов в студенческом активе для их профессионального становления был проведен опрос открытого типа. В опросе приняло участие 18 респондентов.
На первый вопрос: «Принимали ли Вы ранее участие в общественной жизни школы?» – все студенты (100%) ответили, что вели активную общественную работу в школе, что послужило основным мотивом поступления в наш колледж (работали волонтерами, принимали участие в проведении мероприятий школы и т.д.). Поэтому данные студенты творчески реализуют себя в студенческом активе.
На второй вопрос: «Как вы считаете, нужно студенческое самоуправление в колледже?» – все участники (100%) отвечают, что нужно.
На вопрос: «Что привлекает Вас в работе студенческого актива?» - были получены такие ответы:
-самосовершенствование, саморазвитие;
-получение опыта, самореализация в творческой деятельности;
-новые знания;
-возможность побыть во всех ролях в подготовке к мероприятиям;
-волонтерство;
-дружная компания, коллектив, атмосфера, доброжелательная обстановка, теплое отношение;
-возможность проявить себя.
Данные ответы показывают, что студенты через актив проявляют свои творческие способности и получают опыт самореализации.
При ответе на вопрос: «Какие навыки получаете, являясь членом студенческого актива?» – студенты перечислили следующие важные составляющие будущей профессии:
-навыки ведущих мероприятий;
-навыки общения с людьми;
-организаторские навыки;
-навыки режиссеров составления сценариев;
-волонтерства;
-актерского мастерства;
-творческие;
-ответственного отношения к поручениям.
На вопрос: «Помогает ли Вам деятельность в студенческом активе в освоении будущей профессии?» – все студенты (100%) ответили, что, конечно, помогает.
На последний вопрос «Какие качества определяют современного молодежного лидера?», были даны следующие варианты:
-ответственность;
-креативность;
-навыки общения с людьми;
-отзывчивость;
-работоспособность;
-доброжелательность;
-оперативность;
-пунктуальность;
-инициативность;
-мобильность;
-умение общаться.
Такие ответы подтверждают готовность студентов к активной гражданской жизненной позиции, необходимой в профессиональном становлении обучающихся.
Итоги данной анкеты подтверждают, что студенческий актив дает возможность студентам реализовать свои творческие возможности, развивать личностные качества, проявлять гражданскую позицию и в дальнейшем реализовать себя не только на уровне колледжа, но и занимать передовые позиции в городском студенческом самоуправлении. Так наши активисты ежегодно занимают призовые места в конкурсе «Студент года» в номинациях «Лидер» и «Общественно-полезная деятельность».
Гордость вызывает тот факт, что в 2016-2017 учебном году почти третью часть студенческого актива ССУЗов г. Кирова составляли наши студенты, которые были и членами студенческого актива Вятского колледжа культуры. За значительный вклад в развитие студенческого самоуправления и активное сотрудничество со студенческим советом ССУЗов г. Кирова колледж отмечен благодарственным письмом (2017). В этом учебном году в активе ССУЗов наши студенты занимают такую же нишу. Мы стараемся поддерживать активистов, так как их деятельность помогает профессиональному становлению и повышению имиджа колледжа среди ССУЗов города Кирова.
«Придя в колледж, я открыла для себя активистскую деятельность с новой стороны. Работа в активе – это отличная возможность первокурснику заявить о себе, познакомится со студентами других курсов, ну и, лично для меня, возможность быстрее влиться в профессию», – так студентка 3 курса специальности «Социально-культурная деятельность» Булатова Софья поделилась впечатлениями о своем отношении к активу и продолжила: «И, конечно, я благодарна активу своего колледжа за то, что он подарил мне возможность реализовать себя, более осмысленно и профессионально подходить к организации мероприятий».
Таким образом, деятельность студентов в студенческом активе помогает профессиональному становлению личности будущего специалиста в области культуры, позволяет творческой самореализации личности студентов, создает условия для профессионального роста и развития в рамках выбранной специальности.
Список использованных источников:
Гладышева И.А. Студенчество как социальная и возрастная категория [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1639 (свободный).
Профессиональная подготовленность молодых специалистов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-podgotovlennost-molodyh-spetsialistov-vzglyad-vypusknikov-vuza-i-rabotodateley (свободный).
Оригинал работы:
Значимость студенческого актива в профессиональной ориентации студентов Вятского колледжа культуры
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.