Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Самостоятельная работа как способ самоорганизации студентов

07.06.2018 377 687
Макушина Ольга Ивановна
Макушина Ольга Ивановна, преподаватель

Политехнический колледж (г. Магнитогорск)

Современная быстро изменяющаяся профессиональная среда требует от выпускников средних профессиональных учреждений способности быстро реагировать на возрастающие требования общества к уровню профессиональной подготовки. Большие объемы информации, быстро изменяющиеся критерии профессиональной подготовки заставляют студентов овладевать базовыми профессиональными умениями и навыками и преобразовывать их в профессиональные компетенции.

Важнейшим требованием к подготовке будущего специалиста в системе профессионального образования становится повышение темпа и качества образования. В настоящее время любому производству необходим специалист самоорганизованный, способный свободно и масштабно мыслить и воспроизводить. 

Поэтому в настоящее время наиболее остро встает проблема повышения профессиональных компетентностей и развитие умений для постоянного об­новления профессиональных знаний, необходим поиск новых путей и подходов к решению задач подго­товки компетентных специалистов, которые будут со­ответствовать современным требованиям и отвечать личностным потребностям в самореализации.

Определяя профессиональную самоорганизацию как способность и умения личности, которая проявляет­ся в умении личности осознанно и целенаправленно использовать и совершенствовать значимые состав­ляющие деятельности личностных структур сознания в профессиональной деятельности, направленной на разрешение профессионально и личностно значимых задач.

Первоначально следует обратить внимание на необходимость формирования навыков самоорганизации личности в образовательном пространстве. Умения ориентироваться в жизни, организовывать свою деятельность, учитывая постоянно меняющуюся социальную среду, являются важными факторами, позволяющими студентам найти свое место в системе межличностных отношений и профессиональных ориентаций. Для реализации поставленной задачи необходимо использование различных способов и методов, которые позволят студента из объекта управления учебно-воспитательного процесса сделать субъектом самоорганизации собственных желаний, мыслей и поступков. Привлечение студентов к самостоятельному поиску ответов на поставленные в ходе учебных занятий вопросы возможно только через активизацию их творческого потенциала, который выявляется и реализуется в процессе межличностного диалога.

В самоорганизации деятельности выделяют следующие функциональные  компоненты:  целеполагание,  анализ ситуации, планирование, самоконтроль, регуляция, коррекция.

Целеполагание характеризует индивидуальные особенности принятия и удержания целей, уровень осознанности у человека данных процессов. Развитое целеполагание означает умение самостоятельно выдвигать цели, осознанно организовать свою деятельность, при этом, цели отличаются реализмом, детализацией и устойчивостью. Человек с низким уровнем целеполагания предпочитает не задумываться о своем будущем, цели выдвигает ситуативно и обычно несамостоятельно. Его цели плохо проработаны, малореалистичны, подвержены частой смене.

Познавательная деятельность студента должна побуждаться сознательной целью, сформулированной самим учащимся, по его личной потребности. Потребности, в том числе познавательные, возникают у человека в определенных ситуациях. Например, если в ходе исследования какого-либо вопроса в конкретных условиях обнаружено новое явление, то возникает потребность выяснить, что это за явление.

Умение анализировать ситуации это - способность выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что позволяет определять направления деятельности и его этапы в соответствии с принятыми целями. Неумение выделить значимые условия достижения поставленной цели, как правило, не позволяет разработать реалистичную программу действий.

Планирование целей характеризует индивидуальные особенности планирования человеком своей деятельности. Высокий уровень планирования проявляется в том, что человек способен самостоятельно разрабатывать развернутые и детализированные планы (модели) своих действий и поведения для достижения намеченных целей. Создаваемые планы отличаются иерархичностью и глубиной проработки. Люди с низким уровнем планирования не умеют продумывать последовательность своих действий, они не могут самостоятельно сформировать план своей деятельности, двигаются путем проб и ошибок.

Самоконтроль характеризует индивидуальные особенности контроля и оценки человеком собственных действий, психических процессов и состояний. Высокий уровень развития самоконтроля свидетельствует о внимательности человека, сформированности критериев оценки достижения конечной и промежуточных целей, адекватности контроля выполняемой деятельности. При низком самоконтроле человек не замечает своих ошибок и рассогласования полученных результатов с целью деятельности, некритичен к своим действиям, критерии оценки достижения целей недостаточно устойчивы.

Регуляция характеризует индивидуальные особенности регуляции человеком собственных действий, психических процессов и состояний. Человек с высоким уровнем волевой регуляции может целенаправленно регулировать свои психические процессы и реализовывать собственные планы. Человек с неразвитыми волевыми качествами не способен мобилизовать свои физические и психические возможности для преодоления препятствий, возникающих на пути к поставленной цели.

Коррекция характеризует индивидуальные особенности изменения человеком (при изменении ситуации): своего поведения, целей, способов и направленности анализа значимых условий, плана действий, критериев оценки, форм самоконтроля и волевой регуляции.

Помимо этого, формированию самоорганизации способствует заинтересованность преподавателей в успехе студентов. Нельзя преподавать, не обращая внимания на то, понимают студенты материал или нет. Если исходный уровень студентов ниже ожидавшегося, необходима корректировка программы и заданий самостоятельной работы студентов. Таким образом, преподаватель должен определить начальный уровень знаний и умений студентов и познакомить их с целями обучения, средствами их достижения и средствами контроля.

Вместе с необходимостью постепенного повышения уровня самостоятельности и креативности студентов необходимо осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход к организации самостоятельной работы каждого студента.

Со временем навыки самоорганизации студентов переходят в привычки и становятся естественной потребностью студента, а главное, потребностью продуктивного мышления и творческой деятельности личности.

 

Оригинал работы:

Самостоятельная работа как способ самоорганизации студентов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*