Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методические приемы проведения фронтального контроля

28.05.2018 968 1895
Лысенко Светлана Геннадьевна
Лысенко Светлана Геннадьевна, преподаватель

Югорский политехнический колледж

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.

При фронтальной форме организации контроля на вопросы учителя по сравнительно небольшому объему материала краткие ответы, обычно с места, дают многие учащиеся. Эта форма контроля позволяет удачно сочетать проверку с задачами повторения и закрепления пройденного материала, вызывая повышенную активность учеников.

При умелом применении фронтального опроса за сравнительно небольшое время удается осуществить проверку знаний у значительной части класса. Фронтальный контроль может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Преимущество фронтального контроля в том, что он держит в напряжении весь коллектив, ученики знают, что в любую секунду они могут быть спрошены, их внимание сосредоточено, мысли сконцентрированы вокруг той работы, которая ведётся. Поэтому фронтальный опрос является, конечно, более совершенной формой проверки. Однако и ему присущи недостатки, которые особенно сказываются в тех случаях, когда требуется проверить умения учащихся в монологической и диалогической устной речи.

Предлагаю три приема фронтального контроля знаний. Задания предлагаются всей группе одновременно. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество применения первичных умений, степень закрепления в памяти. По типу контроль – внешний, со стороны преподавателя.

1. «Аукцион» Данный прием позволяет в форме устного фронтального опроса проверить знания группы в целом. Для проверки используются только те вопросы, которые имеют чёткий  и однозначный (не развернутый ответ) ответ. Кроме того, ответ должен содержать несколько вариантов правильного ответа, например, характеристик предмета, факторов, показателей, то есть, в виде перечислений. Преподаватель называет вопрос, а студенты должны называть правильные ответы по очереди, кто первый поднял руку. Чем дальше, тем сложнее назвать правильный ответ, так как повторяться нельзя. Тот, кто последним называет один из вариантов правильного ответа, получает «5». Данный прием, в форме игры, вовлекает практически всех студентов, даже тех, в силу личностных характеристик стесняется отвечать у доски или при всей группе. Кроме того, его хорошо использовать в качестве разминки. При желании можно отблагодарить хорошими отметками тех студентов, которые активно участвовали в работе и называли несколько вариантов ответов, например, больше трех или пяти.

2. «Пять пятерок» Прием целесообразно использовать при контроле нового материала «на понимание», и его использования в сходной, с уже рассмотренной ситуации. После объяснения нового материала группе выдается практическое задание (чаще всего задача), которое каждый студент выполняет самостоятельно. Возможен вариант, когда новый материал был применен при решении какого либо задания, задачи, упражнения вместе с преподавателем. Свой вариант ответа студент называет с места, причем может назвать только один раз, с каждым следующим вариантом итоговая оценка снижается на один бал. Первые пять студентов, назвавшие правильный ответ, получают оценку «5», остальные – «4»; тот, кто назвал неверный ответ – «3» (необходимо проверить, в чем была ошибка студента, разобрать ее). Тот студент, который не назвал ответ – «2». Заранее оговаривается время выполнения практического задания, по истечении которого ответы не принимаются. Все ответы студентов и их последовательность преподаватель записывает, после чего называет правильный ответ. Подводятся итоги, выставляются оценки, разбираются ошибки.

3. «Плюс, минус» Данный прием в форме тестирования используется при проверке теоретических знаний. Преподавателем составляется небольшое количество вопросов, ответы на которые должны быть в виде «да» или «нет». Когда группа готова к проверке знаний, преподаватель читает утверждение или вопрос. Если студент согласен с этим утверждением, то ставит под порядковым номером «+», если не согласен – «-».

Данный прием имеет несколько положительных моментов:

-быстро и просто проверить большое количество студентов;

-у студента нет возможности списать, спросить, он отвечает самостоятельно;

-преподаватель имеет возможность с помощью интонации при проговаривании вопроса направить студента, его ход мыслей в нужном русле.

-легко разработать систему оценивания.

В процессе обучения каждый педагог должен стремиться применять на своих занятиях разнообразные формы контроля, начиная от самостоятельных работ и заканчивая играми. Ведь использование и применение таких форм контроля определяет не только более качественное усвоение информации учащимися, но и способствует развитию творческих способностей, моделирует окружающую обстановку, дает дополнительную информацию, побуждает интерес и активизирует работу учащихся.

Формы контроля знаний и умений учащихся – многочисленные, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Надеюсь, что представленные мной приемы, помогут разнообразить работу с учащимися.

 

Оригинал работы:

Методические приемы проведения фронтального контроля




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*