Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАннотация
В данной статье рассмотрены понятия: игра, ее природа и сущность, игра, как инструмент форсайта, игровое сознание, профориентационные игры, трансформационные игры, их влияние на самоопределение человека, развитие надпрофессиональных умений, необходимых в повседневной жизни.
Ключевые слова
Игра, игровое сознание, надпрофессиональные умения, форсайт, профориентационные игры, трансформационные игры.
«Сейчас - как раз то самое время,
когда настоящее прямо на наших глазах
превращается в будущее»
«Замечательное чувство - знать,
что ты сам строишь мир»
Айзек Азимов
Игра – это единственный феномен в истории людей, которому нас никто никогда не учил. С первого мгновения, как только младенец распахивает глазки и «наводит резкость» на улыбку мамы, он входит в игровое взаимодействие с реальностью. А дальше начинает наматываться «катушка» всего эволюционного процесса. И ребенок через игровые формы создает игровые модели, на которых учится, систематизирует впечатления о мире, развивает язык, входит в игровой контекст языка, начинает создавать определенные формулы, раскладывать по полочкам. А затем постепенно входит в игровые модели детского сада, школы, политической системы. Это все игры. И мы понимаем, что мир полон игровых моментов, мир соткан из игр. Игра - это очень мощный, воодушевляющий контекст познания мира. Она пронизывает все, и самого человека, наполняя игровым контекстом всю нашу жизнь. У нас может быть все, что мы только пожелаем. Нам не хватает только одного: нам не хватает игрового видения реальности, воодушевленности жизнью.
Что нужно, чтобы быть счастливым человеком? Самую малость - оставаться спонтанным и вовлеченным, вовлеченным во всё, чем мы живем. Есть такое выражение: «Делайте то, что любите, и вам ни дня не придется работать». Когда работа (учеба) поворачивается своей игровой стороной, все становится воодушевляющим, ярким, красочным, магнетичным. В этом контексте люди проживают свою жизнь счастливо.
Получается, что игра меняет сознание людей. Время настолько стремительно, что старшее поколение уже, к сожалению, не может его догнать. И не может предложить молодым людям модели, в которых они будут счастливы. Это уже их задача: завести двигатель своей творческой машины, раскрыть широко глаза и мертвой хваткой вцепиться в реальность и искать ответы на свои вопросы. Молодые люди находятся сегодня в некоторой растерянности, потому что их пытаются поместить в старые схемы, а они не работают. Скорости изменений современного мира невероятные. Нас атакует со всех сторон такое количество информации, что постижение игрового элемента просто необходимо, как воздух. Мы живем в невероятное время, фантастическое. Такое время бывает раз в несколько тысячелетий. И мы сейчас находимся в этом моменте. Человек сегодня все больше и больше понимает: он и есть реальность, он – главный актер на сцене жизни. [1]
Игровой феномен человека, присущий его внутренней природе, изучался учеными издавна. К настоящему времени имеется большой объем исследований, в различных областях науки. Существуют различные концепции в понимании игры и игрового сознания. Так, что же такое игра и игровое сознание?
Игра - это свободная деятельность, которая осуществляется не по принуждению. Игра в своей основе бескорыстна, имеет качество импровизации, неожиданности, парадоксальности, направлена на то, что бы отойти от окружающей действительности. Кроме того, игра развивает способности человека необходимые для реализации в повседневной жизни. Потребности в любой игре - это компенсация того, что человек не обнаруживает в реальной жизни. Даже в реальной жизни, в общении с людьми, играя, человек получает для себя потребности. Психологи рассматривают игры детей и взрослых, отыскивая специфические свойства и сравнивая, что творится в мире с другими видами деятельности. Необходимость в игре иногда объясняют, как способ дать выход чрезмерной жизненной силе [2].
Известный ученый Хейзинг, автор классического произведения «Гомо людекс» («Человек, который играет»), показывает, что игра не имеет какой-либо материальной основы. Каждый из нас осознает, что играет, следовательно, мы умные существа, можно сказать, что это наш традиционный фундамент.
Новый придуманный мир человека стоит наряду с миром природы, в котором игра и игровое сознание – повседневные и разнообразные действия, тесно связанные со свободной деятельностью. Игра происходит ради нее самой и отображает отношение человека к миру. Именно в мире формируется необходимость влияния на окружение, желание изменить его, что иногда невозможно реализовать.
Уникальность человека состоит в том, что его игровое сознание безгранично. Оно может возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, ощутить себя значимым, всемогущим, много раз повторять одно и то же действие и т.д. В игре человек обучается и познает окружающий мир. Исследователь детской игры Д. Эльконин сравнивает взрослого человека с ребенком. Он пишет: «Игра всегда эмоциональна для детей, в которой интеллект следует за эмоциональным переживанием, где воспринимаются функции взрослого человека» [5]. Следовательно, игровое сознание - динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которой раскрывается познавательная деятельность человека, регулируемая определенной целью. При этом следует обратить внимание на то, что сознание связано с движением. Любая психофизиологическая теория игры вводит принцип активности, основными компонентами которого являются: акт сознания, поведение и действие. Сознание – это не замкнутость в самом себе, его нельзя рассматривать в отрыве от поведения. Человек, думая на протяжении жизни, осуществляет какие-то действия активно, выражая собственные мысли. Принцип активности формирует игровую деятельность человека. Действия человека в игре имеют свои цели, которые носят социальный характер. Игровое сознание человека, также характеризуется тем, что формирует его личность. [2]
Что сегодня требуется от современного человека (специалиста)? Безусловно, это способность адаптироваться к изменениям и способность создавать изменения. На эту способность уже наслаиваются профессиональные знания, навыки и компетенции. Развитие новых индустрий и традиционных секторов промышленности ведет к смене облика профессии, типа специалиста, требований к нему. Этот принцип изменений выходит из деловой среды и влияет на всю сферу образования.
Что нас ждет завтра? Мы уже сегодня ощущаем, что порой людям приходится менять профессию, учиться чему-то новому. И будущая профессиональная жизнь будет скорее чередой профессий, которые придется осваивать в процессе. В будущем человеку придется много и часто меняться, и сейчас самое время настоящее превращать в будущее. Точнее, создавать условия для подготовки молодого поколения к жизни в постоянных изменениях. И не только! Помочь им научиться создавать эти изменения. И для начала создавать проект собственной профессиональной жизни. Чтобы быть готовыми к завтрашнему дню, нужно не просто отучиться и получить два или три диплома. Необходимо постоянное обучение и наращивание компетенций. Образование на наших глазах выходит за границы формальных учреждений, и ярчайший пример тому - появление массовых образовательных онлайн-курсов, в том числе от ведущих мировых университетов. И образовательную траекторию можно задать себе самостоятельно: путем стажировок, онлайн-курсов и практики. Это гораздо сложнее, чем идти по существующей образовательной колее «школа-институт-дополнительное образование», но увлекательнее и результативнее. [2]
Изменения в экономике будут одновременно происходить во множестве производственных и обслуживающих секторов экономики. Эти изменения требуют новых «надпрофессиональных» навыков, которые важны для специалистов самых разных отраслей. Овладение такими навыками позволяет работнику повысить эффективность профессиональной деятельности в своей отрасли, а также дает возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность. Одиннадцать надпрофессиональных навыков, которые были отмечены работодателями как наиболее важные для работников будущего: экологическое мышление, управление проектами, системное мышление, работа с людьми, работа в условиях неопределенности, программирование/робототехника, навыки художественного творчества, мультиязычность и мультикультурность, межотраслевая коммуникация, клиенториентированность, бережливое производство. [4]
Форсайт (от англ. foresight – взгляд в будущее, предвидение) - это социальная технология, которая была создана за рубежом более 30 лет назад и активно используется в сфере бизнеса и государственного управления. Эта технология позволяет участникам совместно создать прогноз развития отрасли, региона или страны и на основе этого прогноза договориться о действиях по достижению желаемого будущего.
Основные принципы форсайта:
- Будущее зависит от прилагаемых усилий: его можно создать.
- Будущее вариативно: оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и заинтересованных сторон.
- Есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно. Можно подготовиться к такому будущему, какое мы хотим видеть, или самим подготовить его. [3]
Незаменимым инструментом форсайта является игра.
Для решения задач по самоопределению человека в жизни наилучшим образом подходят трансформационные и профориентационные игры. Применение таких игр способствует развитию творческого воображения, фантазии, изобретательских способностей. Играющие получают возможность самостоятельно сконструировать свое будущее, представить и описать его в деталях, вообще понять, чем человек хочет (а не должен, по мнению кого-то) заниматься в жизни, в игровой форме спланировать достижение поставленных целей. Кроме того в таких играх решаются задача воспитания по формированию потребности к освоению новых навыков и умений, личностному росту, а именно задача личностного самоопределения, а также смыслообразования как установления связи между результатом учебной деятельности и тем, ради чего она осуществляется.
Большим плюсом таких игр является возможность увидеть свои стратегии, потому что как бы мы ни хотели, человек будете использовать в игре только те стратегии, которые использует в жизни. Один из самых ценных опытов – это право на ошибку. Если в реальной жизни ценой принятия решения могут быть годы, потерянные впустую, то в игре есть возможность смоделировать эту ситуацию и «прожить» сразу 5-10 лет. И уже тогда принять решение: а нравится ли вам такой путь? Трансформационные игры – это и тренировочный полигон, и возможность найти внутри себя ответы практически на все вопросы. Профориентационные игры в содружестве с трансформационными позволяют смоделировать личный профессиональный план, профессиональные и жизненные перспективы.
В заключении можно сказать, что освоение игрового опыта - главный фактор в развитии, человека, нации. Игровое сознание направленно на освоение форм поведения и определенной информации, на основе которой формируется нравственный облик личности. Освоение опыта возможно только тогда, когда у человека есть цель на освоение знаний, умений и навыков.
Список литературы:
1. Демчог В.В. Самоосвобождающаяся игра / В. В. Демчог - М.: АСТ, 2004.- 403с.
2. Леонова Ю.В., Комиссарова Д.А. Игровое сознание // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. №12-3.С. 52-54.
3. Лукша П., Лукша К. Атлас новых профессий. Москва, 2015. 288с.
4. Судаков Д.А. Атлас новых профессий: инструкция по применению. Методические рекомендации по применению Атласа новых профессий в ходе школьной профориентационной работы в средних и старших классах / Д.А.Судаков. – МАН «Интеллект будущего». Обнинск. 2016 – 40 с.: ил.
5. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин - Москва «Педагогика», 1989.
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.