Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическое пособие «Система упражнений, направленных на овладение основами профессионально - педагогического общения»

22.02.2018 987 1763
Кравцова Юлия Вадимовна
Кравцова Юлия Вадимовна, преподаватель

Хреновской лесной колледж им. Г.Ф.Морозова

Система упражнений включает в себя два цикла:

  1. Упражнения, направленные на практическое овладение элементами педагогической коммуникации, способствующие развитию коммуникативных способностей, приобретению навыков управления общением.                          

Выработка  умения органично и последовательно действовать в публичной обстановке.

Войдите в воображаемую аудиторию, открой те воображаемое окно, напишите на доске число, пройдите по аудитории, приготовьте воображаемые материалы, сядьте за стол; откройте книгу; прикройте дверь; выйдите из аудитории.

Повторите эти действия, меняя ритм: быстро войти, быстро пройти по аудитории и т. п. Постарайтесь найти наиболее подходящий вам ритм в процессе движения по аудитории: один ритм движения или быстрая смена ритмов и т. п. Смена ритмов должна быть оправдана содержанием текущей педагогической деятельности.

Те же упражнения, но уже с вводными (неожиданными) заданиями: сядьте за стол, откройте книгу; неожиданный стук в дверь — реагируйте и действуйте; вы пишете у доски, неожиданно открылось окно — действуйте и т. п.  Формирование мышечной свободы в процессе педагогической деятельности. (Упражнение начинается с выявления зажатости.)

Согните и напрягите указательный палец руки, проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение (в соседние пальцы, в кисть, в локоть, в шею, напряглась ли другая рука); постарайтесь убрать излишнее напряжение—держите палец напряженным, но освободите шею, потом плечо, затем локоть, чтобы рука двигалась свободно, а палец оставался напряженным, освободите остальные пальцы, а указательный держите напряженным.

Освобождение и постепенное зажатие мускулатуры. По счету до десяти освободите всю мускулатуру, начиная от головы и кончая пальцами ног, а затем зажмите ее. По счету до пяти освободите всю мускулатуру, а затем напрягите ее (счет может быть произвольным). Расслабьте мышцы ног и так далее до головы, а затем напрягите все тело и опять расслабьте (сначала произвольно, а затем на счет). Напрягите левую ногу—проверьте, не напряглась ли правая, уберите излишнее напряжение в спине и других частях тела.

Упражнения на мышечное зажатие и освобождение выполняются на различный счет (20, 15, 10,5).

Задержание и снятие напряжения. Зажать мышцы верхней части тела, задержать зажим, ослабить; по команде «раз»—зажим, по команде «два»—расслабление; освободить все тело и зажать только одну группу мышц; сменить зажатую группу (ноги—левая, правая; Шея, голова, пальцы—все по очереди). Упражнения можно выполнить в процессе ходьбы.

Снятие мышечного напряжения в процессе выполнения элементарных педагогических действий. Войдите в воображаемый класс, подойдите к столу (проверяется зажатость мышц и снимается излишнее напряжение); пройдите по классу, сядьте за стол (проверьте и снимите излишнее напряжение), пишите за столом (снимается излишнее напряжение); пишите на доске, укрепите плакаты (снимите излишнее напряжение).

Упражнения на снятие мышечного напряжения можно выполнять с вводными заданиями. Например: вы входите в аудиторию, пишете у доски, шум на последней парте—реагируйте (проверьте мышечное напряжение при реакции, уберите излишний зажим); вы сидите за столом, читаете книгу или журнал, раздается стук в дверь—реагируйте (снимите излишнее напряжение) и т. п.

Войдите в аудиторию, станьте перед студентами, проверьте, нет ли в мышцах излишнего напряжения, почувствуйте себя свободным и готовым к любым педагогическим действиям. Импровизируйте словами, действиями: пройдите между рядами, поправьте воображаемые тетради, учебники, которые неаккуратно лежат на партах (следите за излишним напряжением, пусть работают только те группы мышц, которые необходимы). Представьте, что вы находитесь в заполненном учениками помещении-вы пришли в аудиторию и до начала занятий решили сделать небольшую перестановку. Проделайте это так, как будто на самом деле: осмотрите аудиторию, сориентируйтесь (снимите излишнее напряжение), дайте задания, следите, руководите, давайте оценку проделанному; звонок, урок—вы начинаете работу (снимите излишнее напряжение). Одновременно проводится изучение особенностей физического аппарата и устранение недостатков-напряженности, расхлябанности, сутулости, угловатости, манерности и т. п. (за этими недостатками педагог следит постоянно). 

  1. Упражнения по овладению всей системой общения в заданной педагогической ситуации.

(Для того чтобы тренинг был более продуктивен, полезно нескольким педагогам и студентам объединить свои усилия.) Обучение целостному процессу педагогического общения.
В этой группе упражнений можно выделить две большие подгруппы.

  1. Действия в типичных ситуациях: упражнения на развитие умений наблюдать, выделять главное и существенное, вдумчиво подходить к оценке, анализу и решению любого педагогического факта; упражнения на действия в типичных педагогических ситуациях сообразно условиям педагогической деятельности.
    Наблюдение за работой педагогов. Пронаблюдайте за тем, как ваш коллега учитывает особенности восприятия познавательного материала студентами, как он использует запланированные методы. Проанализируйте логику решения целей урока, какие приемы общения использует учитель и насколько они адекватны методике преподавания и методической структуре воздействия в целом. Сравните план урока и процесс его непосредственного развития, найдите отклонения, определите, насколько соответствует запланированным методам система общения на уроке. Попытайтесь определить стиль общения педагога с аудиторией и степень управления им педагогическим общением.
    Попытайтесь определить настроение преподавателя на уроке и его возможности в управлении своим самочувствием. Попытайтесь определить элементы целесообразного педагогического переживания в общении на занятии. Тренировка педагогической наблюдательности. Определите эмоциональное состояние человека по снимкам (на фотографии изображены различные эмоциональные состояния— удовольствие, смущение при затруднении, состояние эмоционального конфликта, возбуждения, неудачи, хитрости, розыгрыша и т. п.); определите эмоциональное состояние студентов с помощью фотографий и специального меняющегося текста, прилагаемого к снимкам; определите эмоциональное состояние группы студентов, эмоциональное состояние аудитории во время учебного процесса, эмоциональное состояние отдельных студентов. Сопоставьте свои наблюдения с информацией куратора.
  2. Вторая подгруппа—упражнения на развитие педагогического воображения, интуиции, навыков педагогической импровизации в общении.
    а) Развитие педагогического воображения, критического отношения к своему опыту и навыков прогнозирования условий предстоящей деятельности.
    Упражнения опираются на результаты, достигнутые в заданиях первого цикла.
    б) Исполнение инсценированных задач по общению с введением элементов педагогической деятельности в условиях, приближенных к действительности. В этой группе упражнения в основном создаются самими участниками и исполняются, а затем обсуждаются. При анализе необходимо концентрировать внимание на стадиях решения педагогической задачи, на планировании возможных действий и общения, на прогнозировании способов решений ситуации.

Особое внимание уделяется педагогическому анализу осуществленного и планируемого общения (в зависимости от характера задания). Эти упражнения не только развивают навыки педагогической импровизации в общении, но и активно формируют педагогическое мышление.

Для того чтобы теория и методика профессионально-педагогического общения были хорошо освоены и активно внедрены в непосредственную педагогическую деятельность, педагогу необходимо систематически работать над собой, увеличивать и усложнять свой личный опыт общения с учащимися.

На основе анализа результатов исследований разработаны методические рекомендации, направленные на повышение эффективности педагогического общения преподавателей и студентов колледжа (своеобразное руководство, на которое можно ориентироваться преподавателям):

-Появление в аудитории бодрое, уверенное, энергичное и т. д.
-Общее самочувствие в начальный период общения бодрое, продуктивное, уверенное.
-Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению.
-Энергичное проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние студентам.
-Создание на занятии необходимого эмоционального настроя.
-Органичное управление собственным самочувствием в ходе занятия и общения со студентами (ровное эмоциональное состояние, способность к управлению самочувствием, несмотря на складывающиеся обстоятельства, сбои в настроении).
-Продуктивность общения.
-Управление общением: оперативность, гибкость, ощущение собственного стиля общения, умение организовать единство общения и метода воздействий.
-Речь (яркая, образная, эмоционально насыщенная, высококультурная).
-Мимика (энергичная, яркая, педагогически целесообразная).
-Пантомимика (выразительная, адекватная жестикуляции, пластическая образность, эмоциональная насыщенность жестов).
-Итоговая, общая характеристика общения.

 

Оригинал работы:

Методическое пособие «Система упражнений, направленных на овладение основами профессионально - педагогического общения»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*