Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование компетенций студентов через проектную деятельность

11.12.2017 754 1257
Сергеева Лена Робертовна
Сергеева Лена Робертовна, преподаватель

Подрясова Сардаана Федоровна
Подрясова Сардаана Федоровна, преподаватель

Якутский медицинский колледж

Одной из стратегических задач профессионального образования является формирование профессиональных компетенций будущих специалистов. В образовательном процессе во главу угла ставятся не знания, а личность студента, т.е. его личные качества, в том числе компетентность, поэтому в последнее время одним из основных подходов к образованию стал компетентностный подход. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Этим обусловлено распространение методов и технологий на основе исследовательской и проектной деятельности обучающихся.  

Выпускника Якутского медицинского колледжа, как современного специалиста выделяют следующие качества:

  • Персональная ответственность;
  • Способность к совместной работе для достижения общей цели;
  • Готовность разрешать другим принимать самостоятельные решения;
  • Способность разрешать конфликты;
  • Способность эффективно работать в качестве подчиненного; 

Компетентность студента как будущей медсестры, лаборанта, акушерки, да и специалиста в целом формируется и развивается в процессе решения системы учебных и исследовательских задач на основе имеющихся знаний, умений и способностей, применяемые преподавателями общегуманитарных и социальных дисциплин. При таком обучении студент осваивает новые виды опыта: опыт проектирования, сотрудничества, общения, творчества и т.д. Продуктом деятельности студента может выступать учебно-исследовательская работа, доклад, реферат, гербарий, ситуационные задачи, создание видеороликов, социальные проекты.

Метод проектов реализует личностно-деятельностный подход в обучении.  Непременным условием проектной деятельности является наличие выбранных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая рефлексию результатов деятельности. Проектное обучение является непрямым, и здесь главными являются не результаты, а в большей степени сам процесс. Образование становится более осмысленным и практически значимым. Студенты из пассивных слушателей и исполнителей указаний преподавателя превращаются в активных субъектов поисковой деятельности, что дает возможность раскрытию общих компетенций студентов.  

Преподаватели, применяемые проектную методику добиваются:

  • Повышения уровня активности студентов и качества знаний;
  • Интеграции между предметами различных образовательных областей;
  • Поддержания непрерывной обратной связи.

Решая проблему механизма реализации проектной учебно-исследовательской работы студентов, нами предлагается модель социальных  проектов в рамках самостоятельной работы студентов по общегуманитарным и социальным дисциплинам. При этом мы исходим из учебных и воспитательных возможностей студента, его интересов, склонностей, потребностей. Проектирование целей (результатов) образования каждого студента необходимо еще и для того, чтобы можно было управлять индивидуальной образовательной траекторией студента. 

Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в собственной нравственной позиции или в ближайшем социальном окружении. Эти проекты могут быть направлены на:

  • привлечение внимания к актуальным проблемам окружающих людей;
  • включение студентов в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем;

К проекту предъявляются ряд требований:

  1. Должен содержать кроме целей, задач и т.д. этапы и конкретные сроки их реализации, видимые результаты, графики выполнения работ.
  2. Последовательность и связанность логики построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга.
  3. Жизнеспособность проекта, который имеет определенные перспективы развития в дальнейшем, возможности для реализации в других условиях.

Примером могут служить социальные проекты выполненные студентами нашего колледжа в рамках УИРС,  по темам: «Рука помощи», «Школа первой медицинской помощи», которые стали победителями во всероссийских, международных научно-практических конференциях студентов, внедрены и дают свои результаты.

Проект «Рука помощи», это оказание социально-бытовых и медицинских услуг населению, людям, оказавшимся в трудных ситуациях, не имеющим возможность обслуживать себя самостоятельно. Студенты второго и третьего курсов Якутского медицинского колледжа отделений сестринское дело, акушерское дело и лечебное дело, имеют возможность качественно выполнять любые виды услуг, связанные с общим сестринским уходом и с оказанием социально-бытовых услуг. Это можно обеспечить тем, что все студенты перечисленных отделений проходят полный курс профессионального модуля сестринский уход за пациентами с различными заболеваниями. Кроме того, у студентов колледжа с первого курса воспитывается чувство милосердия и уважительного отношения к старшему поколению и к беспомощному населению. В рамках, которого наши студенты периодически посещают гериатрический центр, дома инвалидов и престарелых, детские дома и дом малютки города Якутск. Производственные практики и учебные практики учебных дисциплин и профессиональных модулей проходят в стационаре лечебно-профилактических учреждений Республики Саха (Якутия).

Целью разработки проекта «Школа первой медицинской помощи» является организация курсов по обучению и  отработке  практических самостоятельных действий и поведению человека в экстремальных ситуациях. Мы исходили из того, что по статистике, 40–50% летальных исходов удалось бы избежать, умей люди делать элементарные вещи, например, правильно положить пострадавшего в нужное положение. Оказание или неоказание первой помощи при тяжелых травмах кардинально влияет на показатель смертности. Так, до 90% тяжело пострадавших могли бы выжить, если бы помощь им была оказана в течение первых 9 минут. Если же помощь приходит позже 18 минут, то удается спасти лишь 15% (!). Другими словами, если до приезда бригады «скорой помощи» тяжелораненому не оказать помощь, то шанс выжить у него снижается в шесть раз.

Это и навело нас на мысль о том, что нам необходим ликбез по первой помощи. Реализовать эту идею можно в любой юридической форме, включая Индивидуального Предпринимателя. Программа является социально-значимым и социально-ориентированным видом экономической деятельности, что позволяет надеяться на получение грантов на развитие проекта. Дополнительными преимуществами нашего социального проекта являются низкий старт, по сравнению с другими городами России, простая технология и готовый комплект оборудования, который имеется в нашем колледже.

Социальные проекты требуют ориентированность на существующие и формирующиеся в общественных отношениях ценности. Тематика проектов может быть связана с представлениями о том, каким нужно быть в этом мире, какими качествами обладать, что делать, чего добиваться в жизни и к чему стремиться, чтобы стать благополучным, также посвященные постижению прекрасного в природе, изобразительном искусстве, в музыке, в людях, их судьбах, поступках, в народном творчестве и т.д. В этом процессе обучающийся приобретает субъективный опыт и личностный смысл учения, а преподаватель создает для этого благоприятные условия.

 

 Использованная литература

  1. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы, 1995. №6.
  2. Данилов М.Н. Ключевые аспекты профессиональной подготовки к проектной деятельности студентов // Среднее профессиональное образование, 2010. №9.
  3. Зюлин В.В. Проектная учебно-исследовательская деятельность как способ формирования специальных компетенций у студентов // Среднее профессиональное образование, 2010. №9.
  4. Журавлева Т.В. Организационно-педагогические условия воспитания гражданственности у студентов ссуза в процессе гуманитарной подготовки. Казань, 2004.

 

Оригинал работы:

Формирование компетенций студентов через проектную деятельность




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*