Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Древо понятий как средство критического мышления студентов

20.09.2017 3259 5537
Веселова Валерия Павловна
Веселова Валерия Павловна, преподаватель

Челябинский медицинский колледж

Актуальность статьи обусловлена необходимостью формирования критического мышления студентов через чтение и письмос целью ориентации их в образовательном пространстве и выстраивании личной парадигмы. Раскрывается содержание понятия «древо понятий», его принципы и алгоритм составления. Целью статьи является анализ работы с «древом понятий»  в добывании знаний как средство осознания объективных норм взаимодействия в процессе познания. Автором проанализированы древа понятий ключевых слов названия предмета «деловой иностранный язык». Новизна исследования заключается в определении нового способа в рамках формирования критического мышления студентов–построение «древа понятий»

Ключевые слова: «древо понятий», семантическое поле, критическое мышление,  ключевое слово, целевое пространство, поисковое пространство, лексикографическая грамотность.

Глобальные изменения всех сфер жизнедеятельности людей современного мира не могли не сказаться на системе образования, на его роли в становлении личности.Многолетняя практика работы со студентами показываетс одной стороны, отсутствие лексикографической грамотности, низкий уровень  речевой культуры и отсутствие  навыка обращения с лексикографическими изданиями, пассивность в получении информации, с другой стороны,социальную активность студента, неординарность в подходах в получении знаний, большой потенциал интеллектуальных возможностей и желаний.

Мною были поставлены  цели развития таких базовых качеств личности, как критическое мышление, самостоятельность,  креативность,рефлексивность,коммуникативность,формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, сортировать информацию по приоритетам, критически оценивать новые знания, анализировать, находить применение в жизни.

В связи с этим возникла идея применения технологии формирования критического мышления студентов, повышение мотивации, когнитивного интереса к изучаемому предмету в рамках учебного процесса. Анализ, точный перевод слов, уточнения, пояснения, сопоставления, целенаправленное пользование различными словарями и извлечение из них необходимой информации должны являться компетенциями будущего специалиста, поскольку без этого невозможно овладение профессиональной лексикой, научной терминологией, изучением любого языка (как родного, так и иностранного).

Технология развития критического мышления была разработана в конце 19 в. В США(Ч. Темпл, Д.Стил, К Мередит). В России известна с 1997 года.[5]. Мои цели предельно точно совпали с целями данной технологии - развитие мыслительных навыков студентов, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.

В рамках технологии формирования критического мышления студентов было выбрано «древо понятий».Что же такое «древо понятий» в неординарных подходах в получении(добывании) знаний? «Древо понятий» – это учебное средство самостоятельного поиска знания,  осмысления, осознания предметного содержания, объективных норм взаимодействия в процессе познания. (автор — проф. Вазина К.Я.) — универсальное средство познания[2].

Упорядочивание понятийв логике "дерева" означает выделение исходного понятия, из которого, как из семени, "прорастает" само дерево, состоящее из ствола и ветвей. В этом случае понятия, кустясь, как ветви, последовательно развивают, дифференцируют стороны отражаемой ими действительности, сохраняя внутреннее свое единство и неотъемлемость связи с основным идеализируемым объектом теории, как ветви дерева со стволом, выросшим из семени.[4]

Алгоритм  построения «древа понятия» заключается в следующем:

- Формулирование цели и выделение ключевых слов.

-Выстраивание семантического поля с помощью словарейа) «Толковый словарь  живого великорусского языка» в 4 тт. В.И. Даля; б)Словарь русского языка С.И. Ожегова; в)Словарь иностранных слов; г)и другие словари (энциклопедический, этимологический, синонимический, старославянского языка и т.д.) и формирование первого —  общекультурного   уровня «древа понятия». 

-Выделение  ключевых смыслов, конкретизирующих цель. 

-Нахождение их значений и смыслов. Выстраивание второго ряда «древа». И так до более точного значения  данного ключевого слова. На первом уровне самому автору становится понятно, насколько точно выбрано для исследования ключевое слово и поставлена цель. Если это сделано правильно, выбор ключевых слов обосновывается автором без затруднений, то в последующем «древо» приобретает некую прозрачность, движение мысли понятно без авторских комментариев. Количество выбранных ключевых слов варьируется от 3 до 5. Повторяем эту процедуру- то есть выбираем ключевые смыслы (слова) и строим новые уровни «древа понятия». Общее количество уровней «древа» — от 3 до 5. 

-Формирование выводного  знания(рефлексия)[7] по полученным благодаря «древу» смыслам.

Т.о., возникла идея построения «древа понятий», ключевыми словами которого стало само название предмета - «Деловой иностранный язык».

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Древо понятий как средство критического мышления студентов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*