Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Процесс формирования профессиональных и гражданских качеств специалистов среднего звена в рамках изучения дисциплины «Английский язык»

20.06.2017 751 1253
Федотова Ирина Николаевна
Федотова Ирина Николаевна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж Старооскольский Технологический Институт им. А.А. Угарова

Современные социальные и экономические условия, непрекращающееся расширение внешнеэкономических связей России, выход на мировые рынки, расширение контактов с зарубежными партнерами, увеличение количества совместных предприятий и фирм, развитие глобальных компьютерных сетей, использование зарубежного оборудования  все больше и больше повышают требования, предъявляемые к знаниям специалистами иностранного языка, а именно английского. Существующий социальный заказ, а также личные интересы студентов определяют цели, место и роль иностранного языка в процессе профессиональной подготовки. Обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях в Российской Федерации, в том числе в учебных заведениях среднего профессионального образования.

Основной задачей современного образования на всех ступенях, в том числе и среднего профессионального образования, является формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, самооценке, инновационной деятельности, подготовка квалифицированного, конкурентноспособного специалиста.

Решение этой задачи невозможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Поэтому перед преподавателем возникает проблема правильной организации учебного процесса, учебного занятия и деятельности обучающихся.

На сегодняшний день существует множество методик и технологий организации образовательного процесса, существует множество требований к учебному процессу, которые предъявляются Федеральным государственным образовательным стандартом. Все эти требования, методики и технологии направлены на успешную подготовку высококвалифицированного специалиста, владеющего определенными компетенциями, и обладающего профессиональными и гражданскими качествами.

В последнее время все больше внимания уделяется использованию активных и интерактивных форм организации учебного процесса, организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной деятельности. Также ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация. Это такая единица учебного процесса, когда студенты при помощи преподавателя сами формируют проблемную ситуацию, исследуют ее, определяют цели и результаты своей деятельности. Все это уводит нас от традиционной формы проведения занятий, меняет роли участников учебного  процесса. Преподаватель и студент теперь становятся партнерами.

В связи с этим можно выделить следующие требования к организации учебного процесса:

  • определение оптимального содержания занятия, исходя из уровня подготовки и подготовленности обучающихся;
  • четкое формулирование цели;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля и их оптимального воздействия на каждом этапе занятия;
  • выбор оптимального сочетания различных форм работы на занятии, максимально организовать самостоятельную деятельность студентов;
  • преподаватель максимально сотрудничает с обучающимися, направляет их;
  • преподаватель активизирует и мотивирует деятельность студентов;
  • создание обстановки успешного учения обучающихся.

Преподаватели иностранного языка нашего учебного заведения стараются максимально выполнять требования ФГОС по организации учебного процесса. Широко применяются такие активные и интерактивные формы как проектная деятельность, кейс-задачи, защиты рефератов и докладов, работа в малых группах, дискуссии и обсуждения. Конечно же, проектная деятельность раньше всех вошла в учебный процесс по иностранному языку. Работа над проектом, его реализация и защита может включать в себя и защиту рефератов, и обсуждения и дискуссии, и работу в малых группах. В проектную деятельность включаются все студенты группы. Каждый из них вносит свой индивидуальный вклад в решение той или иной задачи с помощью активного обмена знаниями, идеями, способами деятельности.

Именно проектная деятельность, как одна из форм учебной деятельности, способна сделать учебный процесс для обучающихся личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские возможности, фантазию, креативность, активность и  самостоятельность. Весь учебный процесс ориентирован на обучающегося; здесь, прежде всего, учитываются его интересы, жизненный опыт, индивидуальные способности.

Проектная деятельность является еще и хорошей формой организации самостоятельной работы студентов, так как выполнение заданий проекта выходит за рамки занятия и требует много времени. Самостоятельная работа студентов ‐ это вид учебно‐ познавательной деятельности, состоящей в индивидуальном, распределенном во времени выполнении студентами комплекса усложняющихся заданий при консультационно‐координирующей помощи преподавателя, ориентированной на самоорганизацию деятельности обучающихся. Но часто эти усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:

  1. Занятия не ограничиваются приобретением определённых знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия студентами, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация при изучении иностранного языка.
  2. Обучающиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию из различных источников.
  3. Успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие студентов друг с другом и преподавателем, роль которого меняется: вместо контролёра он становится равноправным партнёром и консультантом.

Наиболее часто в своей работе я использую групповые и парные проекты. В процессе работы над  проектом студенты приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в “добывание” знаний. Работая над проектом, студенты учатся работать в коллективе, ответственно относиться к выполнению своего участка работы (каждый получает задание по своим силам и интересам), оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. А это огромный стимул к активному усвоению знаний.

Продуманный и хорошо организованный проект расширяет кругозор студентов, способствует развитию чувства ответственности, самокритичности, способности к оценке себя и своих товарищей, воспитывает  чувства коллективизма, дружбы, товарищества, развивает творческие способности.

Популярность проектов на занятиях иностранного языка можно объяснить спецификой дисциплины, которая направлена на формирование коммуникативной компетенции, происходящей только в условиях личностно-ориентированного и деятельностного подхода. 

Залогом успешной речевой активности студентов являются нетрадиционные методы и формы проведения занятий по иностранному языку. Это способствует к приобщению к культуре стран изучаемого языка, общему расширению кругозора. А это, в свою очередь, помогает расширить знания о культурном наследии родной страны, позволяет принимать активное участие в диалоге культур.

Но, какая бы форма занятия не была бы применена, важным заключительным этапом должна быть рефлексивная деятельность. Именно, рефлексивный подход помогает обучающимся вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты, а затем поставить цель для дальнейшей работы. Рефлексия занимает центральное место в обучении и является ключевым компонентом качественного преподавания. Процесс обучения становится быстрее и эффективнее, когда обучающиеся четко понимают, как хорошо они справляются и что надо сделать, чтобы улучшить свои достижения. Рефлексия направлена на оценку своей работы и работы товарищей, помогает заметить и исправить ошибки, высказать свое мнение и отношение к работе, предвидеть ее результат.

Когда студенты осознают, что уровень владения языком вырос, что они действительно могут выражать свои идеи и мысли на иностранном языке – это и есть мотивация к дальнейшему учению и совершенствованию знаний языка. Это способствует формированию внутренней положительной мотивации на профессиональное становление , является стимулом развития личности в целом.

Можно утверждать, что развитие личности на занятиях иностранного языка носит системный характер. Формирования иноязычных речевых механизмов является основой для развития познавательных процессов. Речь является компонентом мышления, и развивая ее мы развиваем мышление. В процессе занятий по иностранному языку мы формируем и организаторские способности, которые исключительно важны для профессиональной деятельности. А специалист, имеющий всестороннюю подготовку и хорошую практику, и к тому же владеющий иностранным языком, имеет большие перспективы быть трудоустроенным не только в своей стране, но и по всему миру.

 

Литература

  1. Дмитриева А. Н. Организация внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык» в рамках реализации ФГОС СПО // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 544-548.
  2. Зникина Л. С. Профессионально-коммуникативная компетенция как фактор повышения качества образования менеджеров: Дис.... д-ра пед. наук: 13.00.08: Кемерово, 2005.
  3. Значимость владения иностранным языком для будущих специалистов технических ВУЗов // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XVIII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2014 —№ 11(17)
  4. Полат  Е.С.  Метод  проектов  на  уроках  иностранного  языка  //  Иностранные  языки  в  школе.  —  2009. -  №  2,  3.

 

Оригинал работы:

Процесс формирования профессиональных и гражданских качеств специалистов среднего звена в рамках изучения дисциплины «Английский язык»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*