Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста посредством фольклора

06.06.2017 729 1128
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, преподаватель, методист

Домнин Иван Витальевич
Домнин Иван Витальевич, студент

Возисова Таисья Сергеевна
Возисова Таисья Сергеевна, студент

Вятский колледж культуры

Одной из важных задач нынешней школы является патриотичеcкое воспитание детей, так как именно эти годы являются лучшими для взращивания в сердцах и душах патриотизма, то есть любви к Родине. Это именно та черта человека, которая делает его достойным гражданином своей страны, полноценной личностью. Школа должна научить младших школьников гордиться своей Родиной и народом, уважать их великую нелёгкую историю, традиции и культуру своего народа. Именно в школе закладывается тот фундамент, на котором будет строиться наша дальнейшая картина мира. Особенно, большие задачи ставятся перед внеурочной деятельностью: организация различных выставок, соревнований, посещение музеев, экскурсий, проведение внеклассных мероприятий и многое другое.

В настоящее время остро стоит вопрос о возрождении народных традиций в России. В связи с этим большое значение уделяется фольклору. Фольклор – основное средство народной педагогики, которое является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры народа, который складывался коллективными усилиями многих поколений на протяжении многих столетий. Фольклор отражает индивидуальные особенности народа, его отличия от других. На современном этапе национального возрождения необходимо вернуться к тому, что было достигнуто нашими предками.

Но в современном мире в связи информатизацией общества многие забыли о значении фольклора для воспитания и развития школьника. Поэтому нередко современные дети проявляют больший интерес к зарубежной культуре и практически ничего не знает о культуре и быте своих предков. Разрушения разных барьеров и единение людей во всем мире – это прекрасно, но при этом стирается память поколения, та мудрость, которую нам оставили наши предки. Забывая культуру народа, мы забываем наше прошлое. А как известно, не зная прошлого, невозможно понять смысл настоящего.

Для диагностики уровня информированности о русском фольклоре было проведено анкетирование детей трех начальных классов общеобразовательной школы. В анкетировании участвовало 67 детей начальных классов: 20 учеников 2б класса, 25 учеников 2в класса, 22 человека 2г класса.

Анкетирование показало, что в данных классах есть значительные пробелы в знании народной мудрости, то есть фольклора. 91 % респондентов неверно ответили или затруднились с ответом на вопрос, что такое фольклор. Большинство детей (63%) затруднились написать названия народных танцев, некоторые (11%) написали неверные ответы: чечетка, полька, калинка-малинка, и только некоторые дети (26%), занимающихся в хореографических коллективах, ответили верно: полька, барыня, хоровод, ручеек (66%). Многие дети не знают народных игр: большинство (66%) поставили прочерк на данный вопрос, некоторые (25%) ответили неверно, назвав народными обычные игры: прядки, догонялки, снежки. И только некоторые дети (9%), с которыми проводились мероприятия или посещающие фольклорную школу, дали верные ответы: «Золотые ворота», «Ручеек», «Воротца».

Стоит отметить, что многие дети (82%) назвали верно народные песни, самые популярные ответы: «Во поле береза стояла» и «Калинка-малинка». С данным репертуаром они знакомились на уроках музыки. Встретились и такие песни как: «Ой блины», «Пошли девки на работу». Но некоторые дети (15%) ошибочно считают народными песни «Наш край», «Катюша», «Три белых коня». Двое затруднились с ответом (3%). Также все дети начальных классов знакомы с народными праздниками: масленицей, пасхой, некоторые с Троицей, праздником Ивана Купала, Рождеством, Каледованием, но есть небольшой процент детей (24%), которые ошибочно включают в народные праздники такие праздники, как Новый год, день Победы, Международный женский день, День матери, День знаний, День труда.

Для устранения выявленных в ходе анкетирования пробелов в знании русского фольклора для каждого класса было разработано и проведено внеклассное мероприятие в форме вечерки.

Организационный момент в каждом классе был един. Он был направлен на знакомство и постановку задачей. Мотивация и целеполагание также были во всех классах одинаковы. На данном этапе главной задачей было заинтересовать и дать мотивацию обучающимся. Для этого ведущие огласили результаты анкеты, в которой никто не мог дать верное определение понятия «фольклор» и сформулировали данное понятие для детей: фольклор это – мудрость народа (народные песни, пляски, игра на инструментах, народные игры и т.д.); это память наших предков, наша история, а как известно, без прошлого не будет будущего. После этого ведущие предложили ненадолго вернуться в прошлое и отдохнуть, как прабабушки и прадедушки детей.

Основная часть зависела от анализа анкеты с уклонами на те аспекты, в которых у класса были пробелы. Во всех классах иллюстративно разучивалась русская народная песня «Во саду ли, в огороде», которая включала в себя не только механическое запоминание слов песни и хоровод, но и иллюстрацию текста. Также со всеми классами в основной части занятия был использован такой жанр фольклора – как загадка. Детям сначала предлагалось разгадать несколько загадок, затем пояснялся смысл загадки, а в конце предлагалось придумать свои варианты загадок.

Во 2б классе дополнительно проводились народные танцы «Коробейники», «Улица» и народные игры «Растяпа», «Ручеек», Курилка». Во 2в классе дополнительно проводились народные танцы «Коробейники», «Улица» и народные игры «Поясок», «Ручеек», «Курилка». Во 2г классе дополнительно проводились основы народной хореографии, народные танцы «Улица», «Просо» и народные игры «Ручеек», «Колечко». Разнообразие было не случайно, это делалось с целью того, чтобы дети узнали как можно больше различных русских народных игр и смогли в них играть с друзьями.

На подведении итогов всем учащимся предлагалось ответить на ряд вопросов:

  1. Что такое фольклор?
  2. Что входит в фольклор?
  3. Какие народные игры вы знаете?
  4. Какие народны танцы и песни мы изучили?

Все дети верно сформулировали понятие фольклора, называли проведенные с ними игры, танцы и песни, что говорит о достижении цели мероприятия. За верные ответы детям предлагалось гадание. Они выбирали наугад из «туеска» конфеты с пожеланиями и зачитывали их вслух.

На этапе рефлексии ведущие опросили детей:

  1. Понравилось ли вам мероприятие?
  2. Хотели бы вы, чтобы такие мероприятия проводились чаще?
  3. Что больше всего понравилось?
  4. Что хотелось бы добавить?

Всем детям очень понравилось мероприятие, и они просили прийти еще. Больше всего понравились народные танцы «Улица», «Ручеек», народные игры «Растяпа», «Поясок», «Курилка». Из пожеланий дети предложили добавить больше подвижных народных игр.

На наш взгляд, дети на занятиях были активны, с интересом выполняли предложенные задания. Народные костюмы ведущих, музыкальное сопровождение на народных инструментах (гармонь, балалайка) способствовало мотивации и вовлечению детей в вечорку. Сложности возникли с поддержанием порядка, так как активные игры подразумевают раскрепощение детей, что сказывалось на дисциплине. Если проводить мероприятие повторно, то можно привлечь взрослых помощников для организации детей и поддержания дисциплины, провести подготовительную работу, включающую разучивание текстов песен, элементов народной хореографии.

Таким образом, народный фольклор имеет огромную значимость для детей в педагогическом отношении. Издавна народные игры, песни, пляски служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Но составляющие фольклора являются не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, коммуникативности ребёнка.

 

Список использованной литературы

  1. Агапова И. Патриотическое воспитание в школе [Текст]/ И. Агапова, М. Давыдова . - М.: Айрис-пресс, 2002. - С. 12.
  2. Батурина Г. И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники) [Текст]: пособие для воспитателей и учителей / серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». - М.: Школьная пресса, 2003.
  3. Гилярова Н.Н. К проблеме преподавания музыкального фольклора в вузе. Этномузыкальный аспект образования [Текст] // Психология музыкальной деятельности: учеб. пособие. М.: Academia, 2003. – С. 303–317.
  4. Мехнецов А.М. Российский фольклорный союз – десять лет спустя // Фольклор и молодежь: от истоков к современности [Текст] / М.: Рос. фольклорный союз, 2000. - С. 30–38.
  5. Сущность понятия «фольклор». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.slovotop.ru/6/folklor.html (дата обращения - 17.03.17)
  6. Терещенко А.В. Быт русского народа [Текст] М.: Русская книга, 1999 - 336с.
  7. Щуров В.М. Цели и средства популяризации народной музыки в современных условиях [Текст] // Славянская традиционная культура и современный мир: Сб. материалов науч.-практ. конф. / сост. В.Е. Добровольская. М.: Изд-во гос. респ. центра Русского Фольклора, 1997.-Вып. 2. - С. 190–200.

 

Оригинал работы:

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста посредством фольклора




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*