Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Работа с лексическими словарями на уроках русского языка как один из способов развития речевой культуры

18.04.2017 1162 2091
Котыш Елена Петровна
Котыш Елена Петровна, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

«Язык имеет континуальную (прерывисто непрерывную) природу,

и в этом основная трудность его исследования и преподавания».

В.С. Юрченко

 

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов нацеливает на подготовку квалифицированного специалиста, конкурентоспособной личности с высокой профессиональной культурой; в том числе речевой культурой. Намечая способы решения вопроса о качестве образования, А.Дейкина указывает на необходимость «усилить исследовательскую составляющую изучения русского языка, ведь лингвистика – это наука, размышляющая о языке»», поэтому на занятиях «должно быть место поиску, доказательствам, открытию нового. Работа в данном направлении может вестись разными способами, среди которых одним из наиболее действенных является обращение к лингвистическим словарям, бумажным и электронным. Перед традиционными бумажными словарями электронные имеют значительные преимущества, среди которых отметим следующие: удобство работы, высокая скорость обработки информации, портативность носителей, большое количество примеров и т.д. К тому же компьютерные словари в интерактивном режиме требуют от пользователей определенного опыта работы с ними. Для повышения эффективности такой работы нужно четко определять алгоритм, по которому пользователь в сравнительно короткое время сможет достигнуть желаемого результата. В самом общем виде подобный алгоритм таков: открыть ссылку на словарь, выбрать словарь, ввести в поле поиска интересующее слово, работать непосредственно со словарной статьей. Носители языка не всегда знают, «как правильно сказать»: «безоговорочное решение» (сравните: «безоговорочное согласие»), «оголтелая ложь» (сравните: «беспардонная ложь). Трудности могут возникать и потому, что многие лексические сочетания имеют книжный характер («неоценимый вклад», «непререкаемый авторитет», «кровная заинтересованность»), а книжная, официальная речь вообще труднее усваивается студентами.  К тому же наш язык постоянно пополняется новыми словами за счет развития многозначности, метафоризации, заимствований. Использование иноязычных слов модно и «престижно» в средствах массовой информации и молодежной среде: термины, связанные  с потребительской сферой («промо», «пиартехнолог», «трансферт»); компьютерный сленг, переносящийся в разные области речевого общения («клава», «вирт», «анлим»); американский сленг, распространенный в молодежной среде («дивайз», «драйв», «меседж»). Словари содержат сотни тысяч слов, разнообразных по значению, происхождению, стилистической окраске, употреблению, грамматическим признакам. Лексические единицы образуют антонимические пары, синонимические ряды, третьи – лексико-семантические объединения. Лексический материал огромен и разнообразен.

Квалифицированное пользование словарем предполагает развитую способность обучаемых извлекать из справочной литературы необходимую информацию. К сожалению, лексикографическая грамотность у современных студентов практически отсутствует, что свидетельствует о низком уровне их речевой культуры в целом, и требует обучения работе со словарями для развития лексических стратегий у обучающихся.

Работая со словарем, студенты сталкиваются с многочисленными проблемами: затрудняются интерпретировать лексикографические пометы, не знают описательную символику, не различают омонимы, полисемию, трудности у студентов вызывает лексический анализ слова и его системных связях в языке, поэтому при выполнении упражнений по лексике необходимо обращаться к словарям, в том числе современным изданиям. Сопоставление материалов словарей научит студента не только самостоятельно анализировать особенности лексических значений, но и критически оценивать выбор слова при написании творческих работ.

С целью формирования лексических стратегий студентам могут быть предложены задания с использованием толковых, фразеологических, этимологических словарей, словарей синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, иноязычных слов:                    

1)истолковать соотносимые значения слов, определить, какими компонентами различаются лексические значения (Возвысить – возвыситься. Глаз – очи – зенки. Защита – предохранение – щит – прикрытие – заслон. Зверь – зверюга – зверюшка. Идти – шагать – плестись – шествовать – тащиться);

2)проверить себя по толковому словарю, в каком значении употребляется подчеркнутое слово. «Этот салат особенно вкусен с молодой капустой». «Молодым талантом восхищаются, одобряют, хвалят». «Визит  к родителям молодой». «Молодой маме необходимо разумно распределить своё внимание, заботу и ласку между главой семейства и первенцем»;

3)определить тип лексического значения (прямое/переносное; свободное/несвободное) по словарю. «Проснулся от того, что падал вбок». «Какая прелесть! В нем проснулся мужчина!» «После издания скандально знаменитых "Тайных записок А. С. Пушкина" наш бывший соотечественник проснулся знаменитым». «Забыть эту командировку невозможно лишь по одной причине ― в поисках позитива я познакомился со своей будущей женой. ― Когда интерес проснулся всерьёз?».

4)найти примеры лексической омонимии, проверить себя по словарю. Вешать люстру – вешать крупу по килограмму. Гриф министерства – старый гриф улетел. Дорога вела к лесу – вещь дорога мне как память. Любоваться залом в новой квартире – разгладить залом на ткани. Не вижу острова – не ешьте много острого. Победил благодаря длительным тренировкам – ушёл, кланяясь и благодаря;

5)подобрать паронимы, употребить паронимы в контексте. Он был, как ей казалось, безответный, доверчивый, непутевый, что с ним могло произойти что-нибудь страшное. Парень безответный, золотые руки, в оборонке работал. Она и есть ребёнок: безответственный, любимый, влюбляющий в себя и не замечающий, что причиняет боль. Этот бесшабашный, плывущий в руки безответственный шанс прекрасно улавливают и передают участники и белых, и египетских ночей;

6)подобрать синонимы к выделенным словам, проверить себя по словарям синонимов. «Все мы на земле странники…», «Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои погрешности», «Поэзия – это душа подвига, обращающего красоту в добро»; «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять?»;

7)определить функционально-стилистическую нагрузку синонимов в тексте, проверить себя по словарю синонимов («Бескорыстное вранье – это не ложь, это поэзия», «Глупая спесь – неотъемлемая принадлежность душ мелких и ничтожных», «Мужественные бывают смелы, но не все смелые мужественны»);

8)определите функционально-стилистическую нагрузку антонимов в тексте («Знай меру в речи и в молчании», «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься», «Кто согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем»);

9)используя словарь иноязычных выражений и слов, определить происхождение: адажио, ассамблея, баклажан, бестселлер, брифинг, вокзал, дилер, комментатор, поэзия, силуэт, президиум, рейтинг, силуэт, театр, термос, терраса, триллер, фойе, фонарь, штатив, эгоизм;

10)продолжить список прилагательных, сочетающихся со словами: А. Интеркулер: жидкостно-воздушный…  Б. Радиатор: чугунный… В. Инжектор: механический… Г. Маховик: рычажно-шарнирный. Д. Поршень: прочный. Е. Генератор: мощный…

11)определить по словарям значения слов, распределив по трем группам: а) историзмы; б) архаизмы; в) новые слова (аэроплан, баталия, бдеть, бояре, ветрило, городничий, есаул, имидж, курсистка, ланиты, маркетинг, менеджер, омоновец, персты, пиит, писарь, рейтинг, стольник, стряпчий, супермаркет, флешка, фрейлина, яства);

12)определить, в какой профессиональной среде могли возникнуть следующие фразеологизмы: без сучка и без задоринки; взять старт; встретить в штыки, выбросить за борт; выдать на-гора; грош цена; довести до белого каления; достичь потолка; дымовая завеса; зайти в тупик; закусить удила; играть первую скрипку; летальный исход; ловить рыбку в мутной воде; на два фронта; первый блин комом; подвести итоги; поднять на щит; расти на дрожжах; сиамские близнецы;

13)найти в словах приметы (словообразовательные и семантико-этимологические). Например, свойственные лексике разговорного стиля: (балакать, безнадега, варенка, вдобавок, верхогляд, втемяшиться, втихую, втолкнуться, высотка, генеральша, глазастый, далековато, домишко, домище, затесаться, злющий, конкретика, мамаша, нелегал, раскудахтаться, сбацать, толкотня)

14)выяснить значение устойчивого сочетания; определить многозначные/однозначные фразеологизмы; подобрать к фразеологизмам синонимы и антонимы; включить фразеологический оборот в контекст; определить стилистическую принадлежность фразеологизмов: с ветерком в голове, дать голову на отсечение, пустить пыль в глаза, высоко держать нос, звонить языком, голова на плечах, не отворять рта

15)распределить сочетания слов в две группы: 1) свободные сочетания слов; 2) фразеологизмы и близкие к ним выражения. Определить лексическое значение по фразеологическим словарям (алчущие и жаждущие, белые нитки, бразды правления,  быть как на иголках, взять за жабры взяточника, взять рыбу за жабры, делать было нечего, закрыть глаза в полудреме, закрыть глаза на преступление, кормить завтраками, кормить завтраком, кромешная тьма, медовый месяц, навострить уши, ни кола ни двора, ни на йоту, отделать под орех, сбить с панталыку, сдать дела в архив ,скатертью дорога, смешать песок с грязью, сосредоточить внимание, смешать чье-то имя с грязью, умыть руки);

16)определить происхождение фразеологизмов, опираясь на справочную литературу (альфа и омега, ахиллесова пята, буриданов осел, гомерический хохот, гордиев узел, казанская сирота, притча во языцех, прокрустово ложе, сапоги всмятку, сжечь корабли, синий чулок);

17)написать сочинение-миниатюру («Роль словарей в жизни студента», «Усердней с каждым днем гляжу в словарь», «Благодарим за созданный словарь!»).

Для организации эффективной работы на каждом занятии должно быть предусмотрено выполнение заданий по отысканию языковых явлений, которые студенты выполняют с помощью словаря, бумажного или электронного. Систематическая лексическая работа со словарем научит студентов комментировать специальные знаки, символы, пометы, убедит в том, что словарь содержит не только толкование лексического значения слова, но и информацию о стилистических свойствах, сведения о написании, ударении, о грамматических формах, которые определяют поведение слова в тексте.

Работа с лексическим словарями в контексте развития речевой культуры позволит расширить активный и пассивный словарный запас обучающихся, продолжит совершенствование навыка поиска не только точного средства для выражения мысли, но и наиболее доходчивого (т.е. наиболее выразительного) и наиболее уместного (т.е. самого подходящего для данного случая) и, следовательно, стилистически оправданного.

 

Список использованной литературы:

  1. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. – М., 1989.
  2. Ожегов, О. И. Лексикология. Культура речи : учеб. пособие для вузов / О. И. Ожегов. – М.: Высш. шк., 1974.
  3. Дейкина, А.Д. Формирование языковой личности с ценностным взглядом на русский язык: методологические проблемы преподавания русского языка / А.Д. Дейкина. — М., Оренбург: Пресса, 2009.

 

Оргинал работы:

Работа с лексическими словарями на уроках русского языка как один из способов развития речевой культуры




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*