Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методы социально-культурной деятельности

28.03.2017 3327 7277
Комарова Лариса Вячеславовна
Комарова Лариса Вячеславовна, аспирант

Гревцева Гульсина Якуповна
Гревцева Гульсина Якуповна, д.п.н., профессор

Челябинский государственный институт культуры

Аннотация

В данной статье проанализирован вопрос, связанный с технологией развития социально-культурной  деятельности старших подростков.

Ключевые слова:  технология, методы и формы социально-культурной  деятельности

Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в социальном воспитании и развитии человека, осуществляемых в различных формах культурно-досуговой деятельности и направленных на решение воспитательных задач [1, с. 19]. Возможности социально-культурной деятельности как средства воспитания и развития личности реализуются через определенные технологии.

Понятие «технология» переводится с греческого языка как искусство, мастерство + мысль, разум, знание, и на первых этапах относилось к производственной сфере. Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения качественно нового продукта с заранее заданными свойствами. Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников характеризуют понятие «технология социально-культурной деятельности» как совокупность общей, функциональной и социально-дифференцированных методик, постоянно пополняющихся за счет исторического и современного опыта, накопленного в сфере культуры, просвещения, быта, досуга народами множества стран и континентов [3, с. 50].

По определению Е.И. Григорьевой, «технология – это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания» [1, с. 143].

К числу основных средств социально-культурной деятельности относятся: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литература и художественная самодеятельность.

А.Д. Жарков рассматривает такие формы социально-культурной деятельности, как [2, с. 102]:

1) выражение содержания кулътурно-досуговой деятельности;

2) структурное оформление отдельных документов (форма плана, форма сметы доходов и расходов, форма статистического отчета о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.);

3) способ организации культурно-досуговой деятельности.

Во взаимодействии с такими понятиями, как средства и формы, большое значение имеет рассмотрение понятия «методы социально-культурной деятельности». Слово «метод» (methodos) греческого происхождения и в переводе означает «способ познания, исследования или практического осуществления чего-либо». Методы социально-культурной деятельности применяются в работе учреждений культуры и досуга с целью эффективного использования популярных у населения форм и средств организации свободного времени.

Для социально-культурной деятельности представляет интерес классификация, предложенная В.Е. Новаторовым. Он предлагает следующую структуру методов социально-культурной деятельности [1, с. 149]:

а)методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности – работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, пропагандиста, обозревателя, политинформатора, просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов, а также их показ, демонстрация специалистами культурно-просветительных учреждений или самими участниками мероприятий; упражнение (в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах);

б)методы формирования сознания личности – убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);

в)методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения – практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество;

г)методы стимулирования общественного поведения и культурно-досуговой деятельности – моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами), материальное поощрение, (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.), общественное порицание.

Таким образом, современная технология социально-культурной деятельности характеризуется большим разнообразием средств, форм методов организации досуга.

 

Список литературы

 

  1. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие / под ред. Е.И. Григорьевой. – Тамбов: Першина, 2004. – 512 с.
  2. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие / А.Д. Жарков. – М.: МГУКИ, 2002. – 288 с.
  3. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2001. – 136 с.
  4. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников / под ред. Н.И. Чуприковой. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1998. – 416 с.
  5. Крюкова, Е.А. Математическая одаренность: индивидуальные, гендерные и возрастные особенности: дис. канд. псих. наук / Е.А. Крюкова. – Пермь, 2001. – 198 с.
  6. Левочкина, И.А. Математические способности и их природные предпосылки // Способности. К 100-летия со дня рождения Б.М. Теплова. – Дубна, 1997. – С. 307-318.
  7. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 445 с.
  8. Маркер, А.В. Структурно-динамические особенности и развитие мотивационной сферы математически одаренных подростков: автореф. дис. канд. псих. наук / А.В. Маркер. – Иркутск, 2010. – 24 с.
  9. Шадрин, В.Ю. Математическая одаренность подростка как социально-педагогическая проблема: программа спецкурса / В.Ю. Шадрин. – Оренбург: Экс-принт, 2011. – 44 с.
  10. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок: кн. для учителей и родителей / В.С. Юркевич. – М.: Просвещение, 1996. – 136 c.

 

Оригинал работы:

Методы социально-культурной деятельности 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*