Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВажным условием, обеспечивающим эффективную реализацию связи теории и практики, других дидактических принципов при подготовке рабочих, является дальнейшее методическое совершенствование учебного процесса в образовательных учреждениях.
Рассмотрим основные вопросы совершенствования организационных форм и методов производственного обучения в целях более полной реализации принципа связи теории с практикой. Успешное решение данной проблемы во многом зависит от преподавателей и мастеров производственного обучения, которые непосредственно реализуют связь теории с практикой, межпредметные связи в учебном процессе. Особое значение при этом приобретают частные методики. На основе результатов исследования были разработаны основы организации и методики производственного обучения. При разработке методических рекомендаций лучших результатов достигают те образовательные учреждения, где связь между теорией и практикой осуществляется всем педагогическим коллективом, а не отдельными преподавателями и мастерами. Установлено, что важным условием обеспечения этой связи является организация взаимного изучения преподавателями и мастерами учебных программ не только по своему предмету, но и смежным дисциплинам, производственному обучению.
Особое внимание уделяется обеспечению взаимодействия в работе мастеров производственного обучения и преподавателей профессиональных дисциплин по вопросам реализации принципа связи теории с практикой в процессе обучения. Система перспективно-тематического планирования, а также подробные планы прохождения каждой темы и подтемы дают мастеру возможность чётко представить себе, какой учебный материал и в какой последовательности должен изучаться. Для этого по каждой теме приводятся примерные планы их изучения, включающие: цели изучения темы, подтемы и группы занятий (уроков); перечень приёмов, умений и навыков, которыми должны овладеть обучающиеся; план прохождения темы по подтемам, а подтем — по группам занятий (уроков); объекты упражнений и учебно-производственных работ; материальное оснащение темы, подтемы, группы занятий (уроков), каждого урока; связь со специальной технологией и другими учебными предметами; наиболее типичные ошибки в работе обучающихся, их причины и пути устранения; примерное распределение времени, отведённого на изучение подтем и групп занятий (уроков).
Планирование, а также ознакомление мастера с программами по специальной технологии и общетехническим предметам позволяет ему продумывать и осуществлять связь по отбору учебного материала и согласовывать его изучение но времени. При этом мастер обращает внимание па формирование у обучающегося умений применять приобретённые знания на практике, в процессе производственного обучения. Таким образом, система перспективно-тематического планирования производственного обучения предоставляет мастеру широкие возможности для осуществления связи теории с практикой, теоретического обучения с производственным. Создаются также благоприятные условия для осуществления связи теории с практикой и со стороны преподавателей профессиональных дисциплин.
Логическим завершением перспективно-тематического планирования является составление плана занятия (урока) по производственному обучению по следующей примерной схеме: тема программы; подтема программы; тема и цель занятия (урока); материальное оснащение занятия (урока); объекты учебно-производственных работ; вводный инструктаж, предусматривающий повторение пройденного, привлечение теоретического материала к решению производственных задач, объяснение, показ и закрепление учебного материала по теме; самостоятельная работа обучающихся и текущий инструктаж; заключительный инструктаж; краткие указания по осуществлению связи теории с практикой; домашнее задание.
Основа перспективно-тематического планирования производственного обучения проведена впервые ещё во второй половине 20 века. Правильность такого подхода доказана успешной практикой многих образовательных учреждений. Трудно переоценить роль практических занятий в осуществлении связи теории и практики в учебном процессе.
Эти работы ценны тем, что при их выполнении обучающиеся приобретают профессиональные знания и умения, у них формируются общетрудовые умения (например, в организации рабочего места, планировании работы, применении приборов). Проведение практических занятий способствует не только осмысливанию обучающимися объективного содержания знаний, но и выработке у них умения применять теоретические знания в своей практической деятельности.
Особое место уделено разработке и проведению комплекса взаимосвязанных практических занятий по теоретическому и производственному обучению. Занятия мастер начинает с вводного инструктажа, который при необходимости ведётся поэтапно. Обучающиеся знакомятся с инструкцией по проведению работы. Мастер проверяет, как они усвоили соответствующий учебный материал на уроках теоретического обучения, как предполагают воспользоваться им на практике, насколько хорошо изучены инструктивные указания.
Особое внимание обращается на предупреждение травматизма обучающихся, на соблюдение ими правил техники безопасности. Обучающиеся знакомятся со схемами проверки и с допускаемыми отклонениями. Мастер демонстрирует им способы проверки агрегатов по схемам, приводимым в технических паспортах, показывая особенности крепления индикаторов, оправок и других проверочных инструментов и приспособлений. Обучающимся раздаются необходимые приборы, инструктивно-техническая документация (письменное задание, технический паспорт соответствующего агрегата, бланки по ремонту и проверке оборудования на точность). После этого им разрешается приступить к самостоятельной работе. В процессе ее происходит формирование умений применять полученные теоретические знания по проверке агрегатов на точность и овладение основными навыками его проверки. По мере выполнения проверок обучающиеся записывают фактические отклонения, сравнивают их с допустимыми и на этой основе делают выводы о фактическом состоянии агрегата. Заключительный инструктаж на лабораторно-практических занятиях посвящается анализу работ по проверке оборудования на точность, рассмотрению наиболее типичных ошибок, допущенных обучающимися, приёму отчётов с результатами проверок, а также подведению итогов и выставлению оценок за выполненную работу. Так же нашла отражение система письменного инструктировании обучающихся, овладевающих профессией.
Письменное инструктирование представлено учебными инструкционно-технологическими картами разборки, ремонта и восстановления деталей и узлов, сборки и регулирования, испытания и проверки оборудования на точность, схемами (графиками) разборки и сборки оборудования. Это обеспечивает более успешное формирование не только узких профессионально-технических навыков, но и общетрудовых умений по планированию и контролю своего труда, способствует осмысливанию обучающимися учебно-производственных заданий, приучает их к использованию теоретических знаний на практике, в процессе технического обслуживания и ремонта оборудования. Вместе с тем учитывается и негативное влияние, которое может оказывать письменное инструктирование на развитие самостоятельности и инициативы обучающихся, приучая их работать по заранее разработанной и готовой схеме. Поэтому при подготовке рабочих профессий, рекомендуется проводить письменное инструктирование в следующей последовательности: использование обучающимися подробных учебных инструкционно-технологических карт в первоначальный период обучения; использование обучающимися учебных инструкционно- технологических карт маршрутного типа, т. е. таких, в которых указываются лишь основные направления в выполнении работ; подобная документация с дидактической точки зрения эквивалентна письменному инструктированию с неполными данными, отсутствие которых надлежит восполнить самому обучающемуся; выдача обучающимся заданий на самостоятельную разработку инструкционно-технологических карт разборки, ремонта и сборки производственного оборудования в заключительный период обучения.
Постепенно обучающиеся полностью переходят на использование заводской документации, применяемой при ремонте оборудования. Для учебных инструкционно-технологических карт, принята следующая структура: характер износа и других выявленных дефектов; содержание ремонтных работ; необходимый рабочий инструмент и приспособления; качество выполнения работ и методы контроля; измерительные, проверочные инструменты и приспособления. В зависимости от вида ремонтных операций формы и содержание инструкционно-технологических карт могут варьироваться. Рекомендуемые схемы (графики), наглядно показывающие исследовательность сборки (разборки) отдельных узлов, просты и доступны для обучающихся и особенно необходимы при проведении первых занятий по ремонтному делу, а также при изучении ремонта гидравличсских, пневматических и других сложных устройств современного оборудования.
Существенная роль в реализации принципа связи теории и практики в процессе производственного обучения принадлежит учебным заданиям по самостоятельному наблюдению. В современной педагогической литературе широко распространено мнение, что метод самостоятельного наблюдения подходит в основном для производственного обучения обучающихся. В процессе исследования убеждаемся, что метод самостоятельного наблюдения оказывается весьма эффективным и при подготовке рабочих профессий.
Для того чтобы добиться высокой эффективности метода наблюдения, мастер производственного обучения должен с первых же занятий развивать у обучающихся наблюдательность как важное общетрудовое умение. Наблюдения должны носить продуманный, целенаправленный характер, что предопределяет необходимость предварительного инструктажа.
Определяя учебную задачу и порядок проведения наблюдения, мастер чётко формулирует вопросы, на которые обучающийся должен ответить. В качестве объектов наблюдений могут служить технологические процессы ремонтных работ, организация рабочих мест, приёмы работы передовиков производства. По мере овладения обучающимися методами наблюдений задания усложняются. Мастер переключает их внимание на анализ причин выхода оборудования из строя, вопросы научной организации труда. Задания по наблюдению даются обучающимся и при подготовке к проведению учебно-производственных экскурсий. Эффективным средством связи теории и практики в учебном процессе могут быть домашние задания по производственному обучению, особенно в те периоды, когда не проводится теоретическое обучение. Разработана система домашних заданий по производственному обучению, подробно раскрыты содержание и структура таких заданий на примере раздела программы производственного обучения—«Ремонтные работы». Вопросы дозировки домашних заданий по производственному обучению по объёму и сложности зависят от периода обучения, учёта объёма домашних заданий по теоретическому обучению и согласовываются мастером с учебной частью.
Исследования показывают важность такой координации во избежание перегрузки обучающихся. Тематика домашних заданий предусматривает: повторение пройденного учебного материала по специальной технологии и другим предметам, рассмотрение назначения, устройства и принципа действия ремонтируемого оборудования, а также методов его ремонта и проверки в соответствии с техническими требованиями к оборудованию и его отдельным узлам; изучение и разработка технических условий на ремонтируемое оборудование, различной технической и технологической документации; ознакомление с методами передовой технологии ремонта, заменой металлов при ремонте новыми материалами, с прогрессивными методами восстановления изношенных деталей.
В ряде случаев изучение теоретического материала на уроках профессиональных дисциплин значительно опережает их применение в процессе производственного обучения. Это приводит к забыванию изученного учебного материала. Домашние задания по производственному обучению позволяют восстановить в памяти обучающихся не только необходимые знания, но и методы их использования на практике, при выполнении определённых видов ремонтных работ. С другой стороны, такая увязка теоретического и производственного обучения позволяет использовать производственный опыт обучающихся, наполнить конкретным содержанием соответствующие теоретические знания, приобретённые ими.
Предусматривается тщательный и систематический контроль качества знаний, умений и навыков обучающихся. Выяснено, что созданию перед обучающимися проблемных ситуаций, осознанию и разрешению этих проблем при максимальной самостоятельности, но под общим руководством мастера, как правило, должны предшествовать специальные домашние задания. Такие задания имеют целью повторение соответствующего теоретического материала по специальной технологии и другим предметам. Тогда основная задача занятия (урока) производственного обучения будет состоять в том, чтобы формировать у обучающихся умения совершать перенос способов решения одних производственных задач на другие, что позволит им самостоятельно определять, какие знания, принципы и методы решения следует применить в новой ситуации, в иной производственной обстановке.
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.