Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Совершенствование процесса производственного обучения на основе реализации принципа связи теории и практики

13.03.2017 1376 2332
Андреев Андрей Иванович
Андреев Андрей Иванович, мастер производственного обучения

Урюпинский агропромышленный техникум

Важным условием, обеспечивающим эффективную реализацию связи теории и практики, других дидактиче­ских принципов при подготовке рабочих, является дальнейшее методическое совершенствование учебного про­цесса в образовательных учреждениях.

Рассмотрим основные вопросы совершенствования организационных форм и методов производственного обучения   в целях более полной реализации принципа связи теории с практикой. Ус­пешное решение данной проблемы во многом зависит от преподавателей и мастеров производственного обучения, которые непосредственно реализуют связь тео­рии с практикой, межпредметные связи в учебном про­цессе. Особое значение при этом приобретают частные методики.  На основе результатов исследования были разрабо­таны основы организации и методики производственного обучения. При разработке методических рекомендаций лучших результатов достигают те образовательные учреждения, где связь между теорией и практикой осу­ществляется всем педагогическим коллективом, а не от­дельными преподавателями и мастерами. Установлено, что важным условием обеспечения этой связи является организация взаимного изучения преподавателями и мастерами учебных программ не только по своему пред­мету, но и смежным дисциплинам, производственному обучению.

Особое вни­мание уделяется обеспечению взаимодействия в работе мастеров производственного обучения и преподавателей профессиональных дисциплин по вопросам реализации принципа связи теории с практи­кой в процессе обучения. Система перспективно-тематического пла­нирования, а также подробные планы прохождения каждой темы и подтемы дают мастеру возможность чётко представить себе, какой учебный материал и в какой последовательности должен изучаться. Для этого по каждой теме  приводятся примерные планы их изучения, включающие: цели изучения темы, подтемы и группы занятий (уроков); перечень приёмов, умений и навыков, которыми должны овладеть обучающиеся; план прохождения темы по подтемам, а подтем — по группам занятий (уроков); объекты упражнений и учебно-производственных работ; материальное оснащение темы, подтемы, группы занятий (уроков), каждого урока; связь со специальной технологией и другими учебными предметами; наиболее типичные ошибки в работе обучающихся, их причины и пути устранения; примерное распределение времени, отведённого на изучение подтем и групп занятий (уроков).

Планирование, а также ознакомление мастера с программами по специальной технологии и общетехническим предметам позволяет ему продумывать и осуществлять связь по отбору учебного материала и согласовывать его изучение но времени. При этом мастер обращает внимание па формирование у обучающегося умений применять приобретённые  знания на практике, в процессе производственного обучения. Таким образом, система перспективно-тематического планирования производственного обучения предоставляет мастеру широкие возможности для осуществления связи теории с практикой, теоретического обучения с производственным. Создаются также благоприятные условия для осуществления связи теории с практикой и со стороны преподавателей  профессиональных  дисциплин.

Логическим завершением перспективно-тематического планирования является составление плана занятия (уро­ка) по производственному обучению  по сле­дующей примерной схеме: тема программы; подтема программы; тема и цель занятия (урока); материаль­ное оснащение занятия (урока); объекты учебно-про­изводственных работ; вводный инструктаж, предусмат­ривающий повторение пройденного, привлечение тео­ретического материала к решению производственных за­дач, объяснение, показ и закрепление учебного мате­риала по теме; самостоятельная работа обучающихся и те­кущий инструктаж; заключительный инструктаж; краткие указания по осуществлению связи теории с практикой; домашнее задание.   

Основа перспективно-тематиче­ского планирования производственного обучения проведена впервые ещё во второй половине  20 века. Правильность такого подхода доказана успешной прак­тикой многих образовательных учреждений. Трудно переоценить роль  практических  занятий в осуществлении связи теории и практики в учеб­ном процессе.

Эти работы ценны тем, что при их выпол­нении обучающиеся приобретают  профессиональные знания и умения, у них формируются общетрудовые умения (на­пример, в организации рабочего места, планировании работы, применении приборов). Проведение  практических  занятий способствует не только осмыс­ливанию обучающимися объективного содержания знаний, но и выработке у них умения применять теоретические знания в своей практической деятельности.

Особое мес­то уделено разработке и проведению комплекса взаи­мосвязанных  практических  занятий по теоре­тическому и производственному обучению. Занятия мастер начинает с вводного инструктажа, который при необходимости ведётся поэтапно. Обучающиеся знакомятся с инструкцией по проведению работы. Мастер проверя­ет, как они усвоили соответствующий учебный материал на уроках теоретического обучения, как предполагают воспользоваться им на практике, насколько хорошо изуче­ны инструктивные указания.

Особое внимание обра­щается на предупреждение травматизма обучающихся, на соблюдение ими правил техники безопасности. Обучающиеся знакомятся со схемами проверки и с допускаемыми от­клонениями. Мастер демонстрирует им способы провер­ки  агрегатов по схемам, приводимым в технических пас­портах, показывая особенности крепления индикаторов, оправок и других проверочных инструментов и приспо­соблений. Обучающимся  раздаются необходимые приборы, инструк­тивно-техническая документация (письменное задание, технический паспорт соответствующего агрегата, бланки по ремонту и проверке оборудования на точность). После этого им разрешается приступить к самостоя­тельной работе. В процессе ее происходит формирование умений применять полученные теоретические знания по проверке  агрегатов на точность и овладение основ­ными навыками его проверки. По мере выполнения про­верок обучающиеся записывают фактические отклонения, сравнивают их с допустимыми и на этой основе делают выводы о фактическом состоянии агрегата. Заключительный инструктаж на лабораторно-практических занятиях посвящается анализу работ по про­верке оборудования на точность, рассмотрению наиболее типичных ошибок, допущенных обучающимися, приёму отчётов с результатами проверок, а также подведению итогов и выставлению оценок за выполненную работу.  Так же нашла отражение  система письменного инструктиро­вании обучающихся, овладевающих профессией.         

Письменное инструктирование представле­но учебными инструкционно-технологическими картами разборки, ремонта и восстановления деталей и узлов, сборки и регулирования, испытания и проверки обору­дования на точность, схемами (графиками) разборки и сборки оборудования. Это обеспечивает более успешное формирование не только узких профессионально-техни­ческих навыков, но и общетрудовых умений по планированию и контролю своего труда, спо­собствует осмысливанию обучающимися учебно-производ­ственных заданий, приучает их к использованию теоре­тических знаний на практике, в процессе технического обслуживания и  ремонта обо­рудования. Вместе с тем учитывается и негативное влияние, которое может оказывать письменное инструктирова­ние на развитие  самостоятельности и инициативы обучающихся, приучая их работать по заранее разработанной и готовой схеме. Поэтому при подготовке  рабочих профессий, рекомендуется проводить письменное инструктирование в следующей последовательности: использование обучающимися подробных учебных инструкционно-технологических карт в первоначальный период обучения; использование обучающимися учебных инструкционно- технологических карт маршрутного типа, т. е. таких, в которых указываются лишь основные направления в выполнении работ; подобная документация с дидактической точки зрения эквивалентна письменному инструктированию с неполными данными, отсутствие которых надлежит восполнить самому обучающемуся; выдача обучающимся заданий на самостоятельную разработку инструкционно-технологических карт разборки, ремонта и сборки производственного оборудования в заключительный период обучения.

Постепенно обучающиеся полностью переходят на использование заводской документации, применяемой при ремонте оборудования. Для учебных инструкционно-технологических карт,  принята следующая структура: характер износа и других выявленных дефектов; содержание ремонтных работ; необходимый рабочий инструмент и приспособления; качество выполнения работ и методы контроля; измерительные, проверочные инструменты и приспособления. В зависимости от вида ремонтных операций формы и содержание инструкционно-технологических карт могут варьироваться. Рекомендуемые схемы (графики), наглядно показывающие исследовательность сборки (разборки) отдельных узлов, просты и доступны для обучающихся и особенно необходимы при проведении первых занятий по ремонтному делу, а также при изучении ремонта гидравличсских, пневматических и других сложных устройств современного оборудования.

Существенная роль в реализации принципа связи теории и практики в процессе производственного обучения принадлежит учебным заданиям по самостоятельному наблюдению. В современной педагогической литературе широко распространено мнение, что метод самостоятельного наблюдения подходит в основном для производственного обучения обучающихся. В процессе исследования убеждаемся, что метод самостоятельного наблюдения оказывается весьма эффективным и при подготовке рабочих профессий.

Для того чтобы добиться высокой эффективности метода наблюдения, мастер производственного обучения должен с первых же занятий развивать у обучающихся на­блюдательность как важное общетрудовое умение. На­блюдения должны носить продуманный, целенаправлен­ный характер, что предопределяет необходимость пред­варительного инструктажа.

Определяя учебную задачу и порядок проведения наблюдения, мастер чётко фор­мулирует вопросы, на которые обучающийся должен отве­тить. В качестве объектов наблюдений могут служить тех­нологические процессы ремонтных работ, организация рабочих мест, приёмы работы передовиков производст­ва. По мере овладения обучающимися методами наблюде­ний задания усложняются. Мастер переключает их вни­мание на анализ причин выхода оборудования из строя, вопросы научной организации труда. Задания по наблюдению даются обучающимся и при подготовке к проведению учебно-производственных экскурсий. Эффективным средством связи теории и практики в учебном процессе   могут быть домашние задания по производственному обучению, осо­бенно в те периоды, когда не проводится теоретическое обучение. Разработана система домашних за­даний по производственному обучению, подробно раскрыты содержание и структура таких заданий на примере раздела програм­мы производственного обучения—«Ремонтные работы». Вопросы дозировки домашних заданий по производст­венному обучению по объёму и сложности зависят от периода обучения, учёта объёма домашних заданий по теоретическому обучению и согласовываются масте­ром с учебной частью.

Исследования показы­вают важность такой координации во избежание пере­грузки обучающихся. Тематика домашних заданий предусматривает: повторение пройденного учебного материала по спе­циальной технологии и другим предметам, рассмотре­ние назначения, устройства и принципа действия ре­монтируемого оборудования, а также методов его ре­монта и проверки в соответствии с техническими тре­бованиями к оборудованию и его отдельным узлам; изучение и разработка технических условий на ре­монтируемое оборудование, различной технической и технологической документации; ознакомление с методами передовой технологии ре­монта, заменой металлов при ремонте новыми мате­риалами, с прогрессивными методами восстановления изношенных деталей.

В ряде случаев изучение теоретического материала на уроках  профессиональных дисциплин значительно опережает их применение в про­цессе производственного обучения. Это приводит к за­быванию изученного учебного материала. Домашние за­дания по производственному обучению позволяют вос­становить в  памяти обучающихся не только необходимые знания, но и методы их использования на практике, при выполнении определённых видов ремонтных работ. С другой стороны, такая увязка теоретического и произ­водственного обучения позволяет использовать произ­водственный опыт обучающихся, наполнить конкретным со­держанием соответствующие теоретические знания, приобретённые ими.  

Предусматривается тща­тельный и систематический контроль качества знаний, умений и навыков обучающихся. Выяснено, что созданию перед обучающимися проблемных ситуаций, осознанию и разрешению этих проб­лем при максимальной самостоятельности, но под об­щим руководством мастера, как правило, должны пред­шествовать специальные домашние задания. Такие за­дания имеют целью повторение соответствующего теоре­тического материала по специальной технологии и дру­гим предметам. Тогда основная задача занятия (урока) производственного обучения будет состоять в том, что­бы формировать у обучающихся умения совершать перенос способов решения одних производственных задач на другие, что позволит им самостоятельно определять, ка­кие знания, принципы и методы решения следует приме­нить в новой ситуации, в иной производственной обста­новке.

 

Оригинал работы:

Совершенствование процесса производственного обучения на основе реализации принципа связи теории и практики




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*